Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Моздок РСО-Алания РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу внеурочной деятельности «Секреты орфографии» для обучающихся 6 классов Количество часов в неделю-2 Количество часов в год-68 Составитель: Скоробогатова Алёна Андреевна г. Моздок 2024 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №7» и примерной программой основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Трастенцова 2024. Курс внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитан на 68 часа и предназначен для учащихся 6 классов. Данный курс позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На учебном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся. Задачи: -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания; -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные методы и приёмы работы: - лекция; - беседа; - объяснение учителя; - создание проблемной ситуации; - анализ текстов различных стилей и типов; - работа с тестами ; - различные виды грамматического разбора; - работа с таблицами, схемами, алгоритмами; - создание таблиц, схем, алгоритмов; - обсуждение, диалог; - написание и редактирование орфографических диктантов; - самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. Результаты освоения курса Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы курса внеурочной деятельности являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Мета предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение видами речевой деятельности: аудирование и чтение: 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков, анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы факультативного курса являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова; 8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка. По окончании курса учащиеся должны знать: теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания. Содержание курса Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных. Правописание корней с чередующимися гласными. Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила. Правописание ъ и ь. Правописание приставок. Удвоенные согласные. Орфограммы в окончаниях слов. Орфограммы в суффиксах. Тематическое планирование №п/п Тема занятия 1. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Проверь себя. Тест№1. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки» Старые знакомые Ъ и Ь Большие и маленькие(правописание имен собственных) Слитно, раздельно, через дефис. Сколько н писать? Как «справиться со сложными словами»? Решение орфографических задач. Проверь себя. Тест№2. История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) Орфографические головоломки. Приставки-труженицы (классификация приставок) Приставки-труженицы (классификация приставок) Кто командует корнями? Проверь себя. Тест№3. Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм. Путешествие в страну русского языка. Проверь себя. Тест №4. Значение орфографии. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Кол-во часов 3 2 3 3 3 3 1 2 3 3 2 3 3 2 2 1 3 3 3 3 2 3 1 3 2 2 1 3 Учебно-методическое обеспечение 1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Трастенцова «Программа по 2. 3. 4. 5. русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2024 г. П.П.Соколова . «Уроки русского языка в 6 кл» Т.А.Костева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку в 6 кл.» Н.Н. Ушаков « Межпредметные связи в преподавании русского языка» А.Текучёв « Об орфографическом и пунктуационном минимуме».