Что такое медиация в школе и для
чего она нужна
Школа – это целый мир, своеобразная модель социума,
где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир
ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались
внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту,
воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в
соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным
упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день,
постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в
конфронтацию.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без
конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А
поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более
реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из
способов ее решения – службу медиации.
Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены
учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из
конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Зачастую для решения самых сложных вопросов,
разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается
третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по
очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое,
даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам
справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает
новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона,
нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в
том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает
им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует
беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не
позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от
обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.
Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса
медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое
в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а
договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого
внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают
его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе
называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации,
а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от
арбитража, традиционного судебного разбирательства.
И дети, и взрослые участники процесса должны знать,
что медиация основывается на следующих принципах:
- беспристрастность
медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении
проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта.
Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо
сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше
передать это дело своему коллеге;
- конфиденциальность.
Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что
вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета
школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением
являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то
жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников
об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с
другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;
- добровольность.
Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все
стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства,
урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется
поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и
насильно тащить в кабинет медиатора;
- ответственность
всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом
мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной
ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон
должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора
и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении;
- равноправие
всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой
по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации
должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу
примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы
имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути
ее решения;
- открытость.
Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и
абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы
сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными
принципами медиации.
Школьная служба медиации МБОУ СОШ №3 г. Моздока занимает важное место в системе раннего выявления семейного и детского неблагополучия.
Незамедлительно информирует ПДН обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений.
Опеку и попечительство – о детях, оставшихся без попечения родителей.
Органы социальной защиты - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке.
Органы по делам молодёжи – об организации досуга и отдыха.
КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Проводят совместные рейды с ПДН, принимают участие в мероприятиях ПДН, организует систематические сверки учётов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле. Информируют о фактах получения травм.
Выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.