Согласован Ут " 3ам .директора по Дире flaTa Q,/а ВР Белоусова Т.В, .^Щата Программа внеурочной деятельности русскому язьlку дл я 2 класса по РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочноil ilеяmельносmч 3qнuмqmельный русскuй язык 2 класс на 2022-202З учебный год учителъ начi}льных кпассов МБОУ СОШ J\b3 г. Моздока Ков алёв а Ирина Алексеевна 2022г. пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности <Занимательный русский язык) для 2 класса разработана в соответствии с ФГОС If,ель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: обччающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; прr.rобретение знаниi,r, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогаrцение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и предотавлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с l<нигой. flанный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимаFIие, формы мышления - наглядно-действенное) нагляднообразное, словесно-логическое. Содержание тем курса Фонетика Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов, Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи, Характеристика звуков. Транскрипция. Словаи дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звуколись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады. Морфемика Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина кПриставки>. Itалейдосltопы и кроссворды. Занимательные игры. Морфология Где rкивут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворлы. ОрсРография Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласньми; полбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Щру>rсба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов. Лексика 2 Толковый споварь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение сJIова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перовёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словili\ли. Интерес уч-ся поддерживается IIе только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразиом, необычностью их форм и видов, отличньIх от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподносония языкового материала. учебно-тематический план количество часов Раздел ]\ь 6 1 Фонетика 6 2 морфемика 5 Морфология з 6 4 опфогоафия 9 5 Лексика 2 Резерв 6 34 Всего Требования к результатам освоения курса Личностные результаты осознавать роль языка и речи в }кизни людей; эмоционально (проживать) текст, выражать свои эмоции; llонимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУЩ: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУЩ: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУ[: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложенияили небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Учебно-методическое обеспечение Методическое пособие для2 класса кЗанимательный русский язык). Миrценкова Л,В. * М.: Издательство РоСТ, 2013. : ческое плани тема занятия Ns 10 По законам графики, или звуки и буквы по порядкy становись! Буквы в слове переставим -много новых слов составим! Какие они рЕlзные - гласные -согласные Удар! Ещё удар! Привет, страна Олимпия! морфемы и их роль в словах Смотри в корень! К кому и зачем пDистают пDиставки? Суффикс - звучит загадочно.. 11 Образование \2 о действии слох(ения. покой морфемаrrл только снится 1 2 а J 4 5 6 7 8 9 13 14 l5 16 I] i8 19 20 21 22 2з 24 25 26 27 28 29 30 з1 з2 ззз4 слох(ных слов9 или кое-что Где живут слова и как они находят место? Существитепьное - значит сущоствует Живое - неживое. с душою или без? встреча с именами прилагательными гпагол - часть рочи ипи речь? законы орфографии Непроизносимыо согласные ипи звуки потеряJIись. Встреча с именами собственными Весёлая путаница частей слова и рочи flрухсба звуков или кое-что о парных согласных. привет" страна олимпия! Словарь или вселенная в алфавитном порядке Поговорим о происхождении или этимология слова Однозначные и многозначные слова Эти милые двойняшки)или в гостях у омонимов Щруяtба слов. Встреча с синонимами Когда значения спорят или кое-что об антонимах. Когда старость бывает в радость, или коо-что об архаизмах Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость Слово плюс слово - пословица готова... Резерв Кол-во часов l 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 l 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 flaTa проведения Факт