Принято на заседании
а] ':"
ЕРЖДАЮ)
| iСоШ
JлЪ3
ва К.Н.
Приказ
vТl.
202I г.
'
Полоэкение о слуrкбе школьной медиации
,,,rr\ Y
Муниципальное бюдж етное общеобразовательное учреж дение
средняя общеобразовательная
1.
школа Л} 3 г. Моздок
Общие полож ения
1.1.настоящее Полож ение О служ бе школьной медиации (далее Полож ение) регламентируют
создание и деятельность в МБОУ СОШ J\ b3 (далее Учреж дение) служ бы школьноЙ МеДИаЦИИ
(далее
СШМ).
1.2.Полож ение разработано в соответствии с Констиryцией РоссиЙскоЙ ФедеРаЦИИ;
Граж лансКим кодексОм Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации;
ФедеральНым законоМ от 24 июля 1998 г. М 124Ф3 "об основных гарантиях прав ребенка в
Россййской Федерации"; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. NЬ 273ФЗ < Об образовании
в РоссийсКой Федерации> ; КонВенциеЙ о правах ребенка; Конвенцией о защите прав детей и
сотрудничестве, закпюченны9 в г. Гааге 1980, 199б, 2007 годов; Федеральным законом от 27 июля
2010 г. м 19зФЗ кОб альтеРнативной процедуре уреryлирования споров с 1частием посредника
(процедуре медиации)> .
создается в Учреж дении в целях обеспечения защиты прав детей и созданиJI условий
для формированиlI безопасного пространства, равных возмож ностей и защиты интересов.
1.3.
сшМ
это способ уреryлирования споров меж ду конфликтуlощими сторонами при
содействии медиатора на основе добровольного согласия в целях достшкения ими
1.4. МедиациJI
взаимоприемлемого решения.
1.5. Медиатор независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве
посредников в уреryлировании спора для содействия в выработке сторонами решениJI по существу
lзывает давление на
спора. Медиатор не наделяется правом приI I ятия решения по спору и не ок€
стороны.
Он только
организует содействие конфликryющим стОРОНаМ, УЧаСТВУЮЩИМ
добровольной основе
и ж изнеспособного решения,
в
процессе
поиска
На
взаимоприемлемого
интересы
которое удовлетворит впоследствии их
и потребности.
сlпм
на
использовании медиативного подхода посредством
медиативного метода в уреryлировании споров меж ду конфликтуlощими сторонами.
Медиативный подход деятельностный подход, основанный на принципах медиации,
предполагающий владенио навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для
предотвращения и (или) эффективного разрешениJI споров и конфликтов в повседневных условиях
без проведения медиации как полноценной процедуры. Медиативный подход мож ет
использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для
он выступает одной из сторон,
разрешения или предотвращения спора и разногласийо в которых
МетоД < < I ТТкольная йедиация> это инновационный метод, который применяется для р{ врешениJI
споров и предотвращения конфликтных ситуаций мекпу участниками образовательного процесса
1.6. ,щеятельность
основана
в качестве современного альтернативного
1.7. Развитие СI ПМ
образовании детей.
способа разрешенLu{ споров.
в Учреж дении является одной из приоритетных задач в воспитании
и
1
.
8. Полож ение угверж дается приказом директора Учреж дения.
2. Щелио задачи и направления деятельности
СШМ
2.1. Основная цель СШМ состоит в формировании благопоlryчного, г)^ { анного и безопасногО
пространства (срелы) для полноценного р{ tзвития и социtшизации детей и подростков, в том числе
при возникновении трудных ж изненных сиryаций, вкпючая вступлоние их в конфликт с законом.
2. 2.
_
OcHoBHbte заdача dеяmельносmа
СШМ:
сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а такж е их
остроты;
повышение эффективности ведения профшlактической и коррекционной работы, направленноЙ
на сниж ение проявлений асоциального поведения r{ ащихся;
_ сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,
повторньж ;
в том
чиСле
повышение квалификации работников Учреж дения по защите прав и интересов детеЙ;
обеспечение открьI тости в деятельности Учреж дения в части защиты прав и интересов детеЙ;
создание условий для } частиJI общественности в решении актуаJI ьных задач и проблем в ЧаСТИ
профилактики правонарушений несовершеннолетних;
_ оптимизацLuI взаимодействия с
органами и
учреж дениями системы профилактиКИ
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оздоровление психологической обстановки в Учреж дении.
2.3. OcHoBHbI e направпенuя dеяmельносmа
разработка и реализациJI I uI aHa работы
СШМ:
CI ПM на текущий учебный год;
информирование работников, } чащихся и их родителей (законных представителей)
о
СlПМ;
мотивирование работников, учащихся и их родителей (законных представителей) к уЧастиЮ
СШМ и применению медиативного подхода;
помощь при рtврешении разнообразных
и
разноплановых конфликтов, возникаЮЩИХ
Учреж дении меж ду сверстниками, детьми р{ lзных возрастных групп, взрослыми и детьмИ;
В
В
предотвращение возникновениrI конфликтов, препятствование их эскаJI аЦИИ;
проведение просветительской работы среди работников и родителей (законных представителеЙ)
Учреж дения;
формирование
объединены
и медиативному
это группы
процедуре
и обl"rение срупп равныю) (< группы равныю)
для
с целью
Обу"rения
детей, коТорые
медиации
последующего применения этих знаний И УМеНИй ПРИ
разрешениИ споров, предупреЖдения конфликтов среди сверстников, а такж е для распространениJI
поJt} лI енных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших шкОЛЬниКОВ);
подходу
координация действий 5rчастников (групп равныю) в их работе по распространению знаний
о
медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
профилактика безнадзорНости И беспризорНости, нарКомании, аJI коголизМа, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних на основе медиативного подхода;
работа с детьми и семьями, находящимися в социчшьно опасном полож ении с использованием
медиативного подхода;
в
конфликтной сиryации и
созданиЮ условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в оитуациJI х напряж ения и
стресса на основе медиативного подхода;
работа по воспитанию культуры конструктивного поведения
общении с работниками правоохранительных органов
несовершеннолетних и защите их прав.
3.
и представителями комиссий по делам
Принципы деятельпости Служ бы школьной медпации
3.1.rЩеятельность
СI ПМ основана на методах восстановительного правосудия и строится на
следующих принципах:
3.1.1.принцип добровольности, предполагающий
ОРГаНИЗаЦИИ
РабОТЫ
С.Гцlж бы,
так
и обязательное
как добровольное участие школьников
согласие
сторон,
вовлеченных
в конфликт,
в
на
участие в примирительной программе;
З.1.2.принцип конфиленчи€
lльности, предполагающий обязательство СШМ не разглашать
поJý/ ченные в ходе программ сведениJI ; искпючение составляет информация о возмож ном
нанесении ущерба для ж изни, здоровья и безопасности;
3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий СШI М принимать сторону одного из участников
конфликта; нейтральность предполагает, что служ ба медиации не выяс} шет вопрос о виновности
или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим
сторонам самостоятельно найти решение.
4.
Порядок формирования слуясбы медиацпи
4.| .
Руководителем (куратором)
CI ПM мож ет быть заместитель директора по
уrебно
воспитательной работе, социzulьный педагог, уполномоченный по правам ребенка в школе или
иной работник образовательного учреж дениJI , прошедший обl"rение проведению
восстановительной медиации,
на которого возлагаются обязанности по руководству ClШM
прикtlзом директора образовательного rI реж дения.
4.2 В состав служ бы медиации входят заместитель директора по у{ ебновоспитательной
работе, социальный педагог, педагоги, прошодшие обучение проведению медиациЙ,
восстановительньI х и примирительньж прогрtlivlм. В качестве волонтеров в служ бу
школьной медиации могут входить обrI ающиеся, родители (законные представитепи)
об)чающихся школы.
5.
Порядок работы служ бы примирения
5.1. CI I I M мож ет поJцлI ать информацию
о
сJryчаях конфликтного характера
)лащихся, администрации Учреяqдения, членов CI I I M, родителей.
5.2.
от
педагогов,
СШМ принимает решение о возмож ности или невозмож ности примирительной программы
в
каж дом конкретном сJryчае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со
сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются долж ностные
лица Учреж дения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов составляются только
в
сJryлrае
согласпя конфликryющих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предлож ены
психологическаrI помощь иJI и другие существующие в Учреяqдении формы работы.
5.4. Переговоры с родителями и доJDкностными лицами проводит руководитель
СI ПМ.
5.5. Медиатор вправе отказаться от проведен} uI медиацииуlпlи любой другой восстановительноЙ
программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной
квалификации) иJ| и невозмож ности обеспечить безопасность процесса. В этом cJtr{ ae Учреж дение
мож ет использовать иные педагогические технологии.
В
слож ных ситуациJI х (как правило, если в ситуации есть материальныЙ учерб, СРеДИ
rпстников есть взрослые иJI и родители) руководитель СlШМ принимает участие в проводимОЙ
5.6.
программе.
В
сJryчае если конфликцдощие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительнаJI
программа проводится с согласиrI кпассного руководителя.
5.7.
5.8
CI ПM самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каж дом отдельном
сJryчае.
5.9. В cJrrlae если в ходе примирительной программы конфликryющие стороны пришли к
соглашению, доатигFtугые результаты моryт фиксироваться в письменном примирительном
договоре иJI и устном соглашении.
5.10. При необходимости СlШМ передает копию примирительного договора администрации
Учреж дения.
5.11. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятьtх на себя сторонами в
примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении
проблем в выполнении обязательств СI I ] М мож ет проводить дополнительные встречи сторон и
помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5,| 2. ГI ри необходимости CI ПM информирует участников примирительноЙ программы о
возмож ностях других специалистов (специалистов учреж дений социальной сферы, социаJI ьно
психологических центров).
5.13. ,Щеятельность СI ПМ фиксируется в ж урнаJI ах и отчетa} х, которые являются внутренними
документами служ бы;
5.
1
4. Руководитель ClШM обеспечивает мониторинг проведенных программ.
5.15. МедиациJI и другие восстановительные практики не являются психологическоЙ процедуроЙ,
и потому не требуют обязательного согласиJI со стороны родителей. Однако руководитель
старается по возмож ности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в
rrунктах 5.3 и 5.4 категориям дел rrастие родителей или согласио на проведение медиации в их
отсутствие является обязательным).
б. Организация деятельности служ бы медиации
6.1. СШМ администрация Учреж лениJI предоставляет помещение для сборов
и
проведения
примирительных программ.
6.2. Поддерж ка и сопровож дение СI ПМ мож ет осуществляться социаJI ьнопсихологическимИ
центрами уlпlи общественными организациJI ми, имеющими обlченных и практиКУЮЩИХ
медиаторов, по договору.
6.4. .Щолж ностныо лица Учреж дения окulзывают СlШМ содействие в распространении информации
о деятельности слryж бы среди педагогов и )лащихся.
6.5. СШМ в рамках своей компетенции взаимодеЙствует
специztлистами Учреж дения.
с
социzlльным педагогом
и
дРугИМИ
б.6. ДдминистрациJI Учреж дения содействует СI I ] М в организации взаимодеЙствия с педагогами
Учреж дения, а такж е социальными сrryж бами и другими организациями.
ДдминистрациJI поддерж ивает обращения педагогов и учащихся в CLI I M, а таюке содеЙСТВУеТ
освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов.
6.7. Не реж е, чем один раз в четверть проводятся совещания меж ду администрацией и CI I I M ПО
уJryчшению работы с.гryж бы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставлениJI
возмож ности } частиJI в примирительных встречах большему числу ж елающих.
7.
Заключительные полоя(епия
7.1.Настоящее полож ение вступает в сиJry с момента утверж дения.
7,2.Изменения в настоящее полож ение вносятся директором Учреж дения по предлож ению
или органов школьного самоуправлениlI .
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
сI I I м