МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ОВДЕРАЦИИ
министерство образования и науки Республики Северная осетия
-
Алания
Администрация Моздокского района
МБоУ СоШ
ЛЬ3 г.Моздока
СОГЛАСОВАНО
Зам. диреýтрра по
Н.П.
Приrсаз ЛЬlот к02>
,
УТВЕРЖДЕНО
УВР
Руководид9ль ШМО
Тотиева
09 2024
Э.д. Т 5иева
Протоtсол ЛЬlот к02> 09
2024 г,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета <Родной (осетинский) язык>)
для 5 классов основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Комаева А.А.
Учитель осетинского языка и литературы
Моздок 2024г,
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ_АЛАНИЯ
мБоу сош
j\ъз
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
кОсетинский язык (как второй)>
для 5 класса основного общего образования
Ha24125 учебный год
Составитель: Комаева А.А.
Учитель осетинского языка и литературы
г. Моздок 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс обучения осетиНскомУ языкУ (как BTopoM,r) в 5 классе характеризуется личностной
ориен,гацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов,
ВХОДЯЩИХ В ЛИЧНОСТНО ОРИентированную парадигму образования:
деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурtlого (обеспечивающего
ди€tJIог культур),
компетентностного, средоориентированного подходов.
современное
общество
требует
разностороннегс
р€lзвития
личности
человека, в том числе
его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и
позволяющих успешно функционировать в нём. [финципы гуманизации и
демократизации
общес,гва самой большой ценностью гIровозглашают наличие
развитой, образованной личности,
способной жи],ь и творить в условиях стремительно меt яющегося мира.
поэтому значение владения несколькими язы};ами, в том числе осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских я]ыкоts, гснетически связанный не только
с
иранской, но и славянской,
романской
и германской
язLIковыми группами,
сохранивший
огромное
количество обшlих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей лругих индоевропейоких я:зыI(оВ, изучаемых в школе.
обучение осе,гинскому языку (как второму) в 5 классе должно обеспечивать
преемственность с l-tодготовкой учащихся в наLIаJтьной школе.
!анная ступень обучения
ОСеТИНСКОМУ ЯЗЫКУ ХаРаКТеРИЗуется наlичием значите.lь1-1ых изменений в
разви,гии школьников,
так как у них к моменту нач€uIа обучения в основной школе существенно
расширился кругозор и
общее представлеНие о мире. Они yllce понимаюТ
роль И значение языка как средства общения в
условияХ поликультУрностИ современного мира, владсют четырьмя основными видами
речевой
деятельности и обладают специальными учебными и эбщеучебными
умениями, необходимыми
для изуLIения осетинского языка кЕк уqgýguго предмета, а также накопили некоторые знания о
правилах речевоt,о поведения на русском и осетинском языках,
В основt,tоЙ школе усиливаетСя poJtb принципGВ когнитивнОй направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуаJrизации офчения, большое a"u.r"rra приобретает
формиро вание учебно-исследовательских умений.
5 класс является ва)t(ным звеном, который обсспечивает преемственность начальной и
основной школы. В 5 классе совершенствуются приобэетенные
ранее знания, навыки и умения,
увелиLIивается объём используеlvlых уLIаUIимися языI(овнх и речевых средств, улучшается качеотво
прак,гического l]J,Iадения осе,гинским языком. возрас,гаеl-стеIIень самостоятельности
школьников и
их,гtsорческой ак,гивносr,и.
ОБIЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК
(КАК ВТОРОЙ))
на данном этапе обучения придаётся большое значение повторению, осознанию и
закреплению того, что было усвоенсl в начаJIьной лколе, а таюке
дальнейшему развитию
приобретенных ранее знаний, умений и навыков.
курс построен на взаимодействии трёх основных ( одержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах
речвой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и
умения.
в ходе работы над курсом учащиеся выполняот задания, которые должны создавать
условия для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с
носителями языка) или имитировать общение средствами
ролевой игры. В подготовке и
провелении этих проектов доля(ны yLIacTBoBaTb все
но
степень и характер участия моryт
учаtllиеся,
быr,ь разrtыми.
особенность
даI{ного курса ,lаклtоLlается и в lом, LIT9 он ДаёТ у.lцlgлю
возможцость
планировать учебно-воспитательный
прсlцесс, исходя из своих ресlJlьных потребностей, то есть не
связывае,г его.
рабочая программа предусматривает
блочную сlруктуру
учебника. Блоки выделяются в
зависимосТи от основНого объекТа усвоениЯ и от тематпки текстов,
формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки дсстаточно
условно, так как их конкретное
содерiкание дает возможнос,гь исгlользовать :]Ilания k
лриобретенные при изучении
умения,
предыдущих тем. Внутри блоков IJаряду с обязаr,ельI,tым материаJlом встречается
факультативный
(в виде аутентичных текстов разных )I(aHpoB, разнообразных заданий), который
учитель мо)кет
предло)I(ить учащимся с более высоким
уровнем обученности.
I-Iорядоrt следования блоков опр"iaпоarся содержанием матери€ша,
расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
в основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной
сDиксацией зна.Iирtой информации, которая является важным
учебным yran"ar.
ЦВЛИ ИЗУЧВНИЯ УЧВБНОГО ПРЕДМЕТА КОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ))
I_{елями изучения
осетинского языка (как второго) llo программам основного общего
образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в
частности: понимание
важностИ изучениЯ осетинскоГо языка как одного иЗ государственных языКов
Ресгryzблики
Северная
осетия-Алания
и гlотребности
гlользоваl,ься им как средством общения, познания,
ации и социальной адаптации ;
- создание предпосьiлок для
развития элементарных основ лингвистической
компетенции
как ваrкной составляющей коммуникативной ком петенци и
caмope€L,l
из
-
;
вOспитание качеств гра)кданина, патриота;
развитие национrшьного самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми
разных сообществ, толерантного отношения к
проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
КАК
ВТОРОЙ> В
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет косеiинский язык (как второй)> входит
в предметную
область кРодной язык и родная литература) и является обязательным
дIя изучения,
_ СолерЖание учебНого предмета <осетинский язык (как второй)> в 5 массе рассчитано на
общую учебную нагрузку в объёме l02 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
второЙ)) в 5 клАссЕ
Повторение пройденного материала.
Развитие речи,
первый школьный день
ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ
в новом
язык
учебном году. Радость встречи
(кАк
с
учителем
и однокJIассниками. Задания, направленные на контроль лексического
материаJIа, монологической
и диаJ]огической речи по теме. описание отношения к
учебникам. описание членов своей семьи
(повторение лексики, изученной в начальной школе), опiсание профессий.
Грам матический материал.
повторение собственных и нарицательных имён существительных.
Летние каникулы.
Развитие речи.
описание природы. описание места отдыха. описание примет лета. Информация
для
понимания на слух о проведённых летних каникулах. Вопросы собеседнику
о проведении летних
каникул, Речевые клише для рассказа о летних каникулах- Вопросы no,aйa
<СЬрды каникултЕ)
(<Летние каникулы>).
Грам матический материал,
Склонение имён существительных. Именительный падеж.
Из rt<изни )I(ивотных.
Развитие речи.
Описание животных и птиц. Выражение чувства стыда и радости. Тексты <Лдылы род>
(кГлупый теленок>), кТюппуд терхъус) (кТрусливый зайчик>).
Грамматический ма:гериал, Знакомство с родительным падежом, изменение окончаний
существительных в родительном падеже.
книга - источник знаний.
Развитие речи,
с
новой лексикой. Информация
об описании книги. Знакомство с историей происхождения
знакомство
для
понимания на слух
книги. составление диалога с
использованием предлоrкений. Памятка о бережном отношении к книге.
Грамматический материал. Имя сществительное в дательном падеже. Повторение
ИМенИтельного и родительного падежей (падежные окончания, знакомство с дательным падежом;
знакомство с окончаниями имён).
Устное народное тЕорчество,
Развитие речи.
Знакомство с новой лексикой. Работа с пословицами, загадками, скороговорками.
Знакомство с устным народным TBopLIecTBoM осетинского народа. Тексты кСырдоны херег)
(<ОСёл Сырдона>), кГюды рувас) (кХитрая лисa>). Задания, направленные на контроль
усвоения
лекоического материzl;lа, монологической и диzLлогической речи по теме.
Грамматический материал.
Знакомство с отложительным падежом, знакомство с окончаниями имён существительных
отложительном падеже.
Из сокровищницы предков.
в
Развитие речи.
Знакомство с новой лексикой. Упра>ltнения с использованием новой лексики по теме. Тексты
КАвдЮны Зарег) (<Колыбельная песня>), <Нарты равзерд) (кРоirtдение нартов>), кБирюь reмю
зыгъарЕг) (кВолrt и барсук>). Знакомство с происхождением Нартов.
Грамшtати.tеский материал,
ИЗменение
окончаний
существительных
в направитеJlьном
паде}ке. Закрепление
ПРОЙДеннОЙ ТеМе, повторение именительного, родительного, дательного
падежей (падежные окон,iания).
Коста родился в Наре.
Развитие речи.
и
лексики
по
отложительного
знакомство с новой лексикой. Презентация <о жизни и творчестве Коста>, Знакомство со
стихотворениями Г. Чедяtемова кКъоста> (кКоста>), кИры зарегг&н&г> (кГлавный певец об
Осетии>) Знакомство со стихотворением К. Хетагурова кДрра фыййау> (кБезумный паступ),
Граммаr,ический материал.
ИЗМеНение окончаний
существиl,ельных
во внешнеместном
падеже. Закрепление
лексики по
пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного, отложительного и
нап равител ьного паде)Iсей (падеrl<ные окончания),
Праздник в честь Коста.
Развитие речи.
Знакомство с новсlй лексикой. Тексты кflурваеткъуы> (кБоярышник>); <Къоотайы номим&
баСТ бынrттЮм балц> (кПутешес"гвие по места]\4. связанным с именем Костa>). Информация о
памятt{ых мес],ах) связанных с именем i{oc,ra. Знакорtство со стихотворением К. Хетагурова ). Знакомство с домом-музеем Коста в Наре по картинкам в
книге и по презентации.
Грамматический материал.
ЗНакомство с изменениями окончаний имён существительных в союзном падеже.
11овторение: закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного,
родительного,
дательного, отложительного направительного и внешнемеотного падежей (падежные окончания),
Кто к чему стремится'/
Развитие речи.
знакомсr,во с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме,
упраrttнения, нацеленные на систематизацию грамматического материrLпа (падеrrси и их
окончания). Тексты <Чи цюмre бюллы> (кКто к чему стремится)), <Чысыл хуыйсг> (<Малонькая
швея>). Прослушивание текста кЧи цемr бюллы>.
Грамматический материал.
Изменение окончаниЙ существиl,еJIьIlых в
уподобительном палеже, IIовторение:
ЗаКРеПЛеНИе ЛеКСИКИ ПО ПРОЙДеНГlОЙ'ГеМе; tlОВ'ГОрение имени,гельного,
родительного, дательного,
отло)I(ителЬного напраВительного, внешнеместного
и соtозного падежей (падежные окончания).
Изменения осенью в природе.
Развитие речи,
знакомство с новой лексикой, Упраrкнения с использованием
новой лексики по теме.
Памятка о названиях осенних месяцев на осетинском
языке. Тексты кФюззюг> (кОсень>),
кlзабидыртю> (<Туры>), к!иссаг та куыд не
у) (кЭто удивительно>). Информация об осенних
работах в огородах и садах. Помоtць noi,o,],u"* старшим в
уборке урох(ая, Информация о горных
турах. Инtрормация об удивительных событиях, auoaunno,*
с насекомыми.
Грамматический материал.
Образование множественного числа имени
существительного, оклонение имён
существительных во множественном числе.
Осень в горах
Pu.u"r". рЬ"".
знакомство с новой лексикой. Упршснения с использованием
новой лексики по теме.
Знакомство со стихотвOрением к. Хетагурова кФreззюг>
(<Осень>). Текст кТюгюр белас>
(кКлён>). Характеристика персоналсей сказки.
Грамматический материал.
разновидности образования множественного числа имени
существительного.
Животные и растения осенью.
Развитие речи.
с новой лексикой, Упражнения с использованием
описание овощей. Тексты кСырдта Ем& мЕргъте
знакомство
новой лексики по теме.
фreз-зюджы> (кЗвери
в )Itизни животных и
птиц с приходом осени. Сбор урожая осенью.
"зrе""rr"*
Знакомство
с жизнью
и повадками сороки, оказание помощи школьниками при
уборке урожая. Информация об
и птицы осенью>), (кСорокu). Информаци"
об
удивительных событиях, связанных с насекомыми и муравьями.
Грамматический материал.
имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Зимняя природа.
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием
новой л9ксики по теме.
памятка о н€вваниях зимних месяцев на осетинском
языке. описание изменений в природе.
описание зимнего села. Текст <Ралreууыдис зым&г) (<Насryпила
зимо). Знакомство со
стихотворением Г. Чеджемова кЗымreгон нывт&) (<Зимние
пейзажи>).
Грамматический материал.
Второстепенные члены предло}I(ения.
зимние пейзалtи.
Развитие речи,
Знакомство с новой леIссикой, упражнения с использованием
новой лексики по теме,
Описание труда людей и зимних игр детей. Прослушивание
аудиоматериаJIа о прогнозе погоды
гидрометцентра на блияtайшие сутки.
о
Составление
продолжение диалога
зимней
погоде.
по картине кСывюллютты зымЕгон хъ&зтыт&) ().
Грам мати чески й материал.
местоимение, личные местоимения,
в единственном числе.
склонение
Составление
JIичных
рассказа
местоимений
зимние пейзажи.
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием
новой лексики по теме.
описание Труда людей и зимних игр детей. Прослушивание
аудиоматериала о прогнозе погоды
гидрометцентра
на ближайшие
Составлегtие рассказа
зимой>).
оутки. Составлегlие
продол)(ения диаJIога о зимней погоде.
п0 картине кСываллЬтгы зымЁгон хьЕзтытзе) (к!етские
игры
Грамматический материал.
Местоимение,
лиLlные
местоимения,
склонение
личных
меQтоимений
в единственном
числе.
I-Iовый год.
Развитие речи.
ЗнакомствО с новоЙ лексикой. ЗнакомствО с0 стихотвОрениеМ Г. Чедхсемова
кМитын уейыг)
(кСнежный великан>). Закрепление новой лексики
д"uпо.a. описание
"
<Хсдзаронтre> (кКолядки>), Новогодние поздравленИя.
Работа
стихотворением Станислава Кадзаева к] Ire Jleвap) (к1-Iаш подарок>).
l-рамматический материа_гt.
обычаев
местоимение, личные местоимения, склонение личных
во множественном числе.
В зимнем зоопарке.
Развитие речи.
и
традиций
пО картине. Знакомство
со
местоимений
знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой
лексики по теме.
диких
я(ивотных' описание зоопарка. описание Ухода
за животными зоопарка. Текст кСырддоны нывт&) (<Картины зоопаркы), Знакомство
с
переводом стихотворениJI Н. Сладкова клхсюрс&т'Ег еме арс) (кБелочка
й"дu"доu). Работа
над загадками о животных.
"
Грам матический материал.
описание
Личные местOимения.
Наши далёlсие предки,
Развитие ре.tи,
знакомство с новой лексикой. Упраrкнения с использованием
новой лексики по теме,
образование сложных слов. Информация о предках. описание
качеств. описание старинных
построек, описание занятий,
рода деятельности. описание одеяния. описание оружия.
Грамматический материал.
глагол, окончания глаголов настоящего и прошедшего времени,
старинный осетинский дом и старинная
утварь.
Развитие речи.
с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме,
объяснитЬ многозначностЬ слова къона (очаг), (ласковое
обращение
к
знакомство
детям), ТексТ кРагоН ирон хЕдзар> (кСтаринный осетинский
дом)). описание современного
описание старинного жилья: )килого дома, башен. описани"
домашней утвари.
описание частей дома. Работа с загадками по теме.
"ruр"""ой
Грамматический материал.
Окончания глаголов булущего времени,
Осетинские национaLльные блюда,
)I(илья,
Развитие речи,
гIо l,eМe. Знакоплс,гво с новой лексикой. Упражнение
с ислользованием ltовоЙ лексики по l-еме. Текоты кРагон
ирон хсеринсегтсе сехсырсей>
(косетинские национ€ulьные блюда из молока>), крагон
ирон херинегте> (косетинские
национ€шьные блюда>), Рецепт приготовления (цЕхдоны
(кприпрuuuu) из черемши. Названия
национальных блюд. описание
национальных
рецептов
блюд. Фольклорн"," na""",
Граммати.tеский материал.
Глаголы неопределённой формы,
Какая еда самая вкусная?
Скорог,оворки
Развитие речи.
Знакомство со стихотворением Г. Чедrltемова кКуыстуарзаг> (<Трудолюбивый>).
Знакомство с новой лексикой. Упратtнение с использованием
новой лексики по
теме. Расспрос
собеседника о национ€lJIьных блюдах и о любимых блюдах.
Выражение согласия или несогласия с
чем-либо, Текст <Хюринreгтюй кreцы адджындер
у?> (<Какая еда самая вкусная?>) Знакомство с
баснеЙ С. Гадиева кЩавон, булкъ ЕмЕ мыд) (KLIepeMrlra,
редька и мёд>).
Грам п,tатически й маr.ериа.lt,
Синоt-tим ы, аLI.I,онимы.
Благодаr,ная веона,
Развитие речи.
памятка о названиях весснних месяцев на осетинском
языке. Знакомство
с новоЙ лекоикой. Упражнение с использованием новой
лексики по теме. Текст <Уалдзюг
Ирыстоны>> (кВесна в Осетии>). описание изменений
в природе весной. описание птиц. описание
ДеРеВЬеВ. ОПИСаНИе ТРУда лЮдеЙ.
(кВесегlний дождь>).
Знакомство со стихотворением М. Козаева кУа..rlдзыгон къевда)
Грам мат,ически й материа.lt.
Имя .t ислител ьное, классиQl икация числ ител ьн ых.
Мир вокруг нас.
Развитие речи.
11овторение и закрепление лексики
Упражнение с
использованием
по пройденной теме, знакомство с новой лексикой.
новой
по
лексики
теме.
Знакомство
со стихотворением М. .Цзасохова <мартъийы кюрц> (кмартовская шубо). описание
явлений
природы. Работа по картине.
Грамматический материал,
!робные и собирательные числительные.
Самый красивый прiвдник весны.
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой, Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст
<Печенитr> (кПеченье>). Расспросы о празднике. Формы поздравленийи пожеланий, Вырах<ение
разочарования, сож€шения и чувства стыда. Проявление заботы младших о старших. описание
советов. Знакомство со стихотворением П. Урумова кМад> (кМать>)
Грамматический материал.
правописание числительного с именем существительным.
Материнское сердце.
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме.
образование сло)кных слов, Текст кмады урс дзыккутre> (кматеринские седые волосы>). Работа с
пословицами. Выраlкение разочарования, со)I(alления и чувства стыда. Проявление заботы
младших о старших. Описание советов,
Грамматический материал.
!еление числительных по составу.
На природе.
Развитие речи.
знакомство
с новой лексикой.
Упраlснение
с использованием
новой лексики по теме.
Знакомство со стихотворением М. Басиева кСаучълry> (кСкворец>>). Текст <Тулдз Тала>
(кщубоо), Выражение радости, любви и бережного отношения к природе.
Грамматический материм.
Правописание
составных
числительных, правописание
числительных
с именами существительными в единственном и множественном числах.
Кто как встречает весну?
Развитие речи.
Знакомство с новой лексикой. Упраrltнение Q испольЗованиеМ новой лексики по теме. Текст
кХъуг &м8 цъиах> (кКорова и галкы) Знакомство со стихотворением А.
Щарукаева <ХъюдхоЬ>
(к!ятел>). описание поведения животных и птиц. Знакомство со счит€tлочкой В. L{apyKaeBa
кЩюсгсйттаей нымад> (<Счёт десятками>).
Грамматический материал.
Правописание числительных.
Весна в лесу.
Развитие речи.
Знакомство
с новой
лексикой.
Упражнение
Q использованием
новой
лексики
по теме.
Знакомство со стихотворением Харитона Плиева кУалдзюг>> (<Веснu). Тексты: <Зыгъараг>>
(<Барсуо), <Уызынтю>> (<Ежикиl>), кУалдзаег> (кВесна>). Описан"a по"uдоп
диких животных.
уточнение сведений: об изменениях в природе, о птицах, о животных, о труде людей. Работа по
картинкам,
Грамматический материал.
склонение имён существительных с числительными,
Примерные младшие.
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики
по теме,
Знакомство со стихотворением И. Айларова кХорз ем& Евз&р> (<Хороший
и плохой>). Текст
кДхцадон> (кКошслёк>). Описание традициOнных правил поведения,
описание формы; традиционных обращений к старшим, выр€Dкение благодарности
старшими, извинений,
проявления лружбы и взаимопомощи.
l-paM маr,ический материал.
Наре.tие. Простые
и сJlо)i(ные нареLIия.
Куль,гура и этика ну)кна везде.
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики
по теме. Текст
И умение вести себя по этикету)>). Полилог по теме кДьдау>.
Минитексты по теме клгъдау>, Этикетное поведение. описание
традиционных
обращений
к
формы:
старшим, выражение благодарности старшими, извинений. проявления
друя<бы и взаимопомощи.
кДьдау> (кПорядок, закон
Грам маr,ический маr-ериал.
Наречие.
Что
Правописание
Mo>I (кНастоящий друг>). Знакомство
со стихотворением М. Айларова кЛюппутю> (кМальчики>). Работа . пuрrйпuми.
Проявления
знакомство
Полилог по
дружбы и взаимопомощи.
Грамматический маr.ериал.
Правописание слоя(ных наречий.
Как же хорошо летомl
Развитие речи.
знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики
по теме.
описание природы. описание фруктов и овощей. описание явлений природы.
Мини-тексты
кСreрд> (кЛето>), кТюрккъювда> (кГроза>). Знакомство с традиционным
летним праздником
осетиIj кКюхцгеljен> (кПраздник для годоваJIых мальчиков)>). Песня кСой>
(кБлагодать>).
I
lисьма детей.
Грам мати чески й маr-ериал.
Имя существительное (повторение).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЪНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения государственного (осетинского) языка на
уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
I ) zраlкdш tc*o?o воспumаIlllя:
готовl{ость к вьiполнению обя:занltос,r,ей гра>l<дагIина и
реализации его праts, ува)I(ение прав,
свобод и
законных интересов
Других людей, активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
Родного края, страны, в том
числе в сопоставлении
на осетинском языке;
с си],уациями,
tlтралtёнными
в JIитераl,урных
произведениях,
написанных
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание
роли различных
гIредставлеНие
нормах
и
и
об
социilJIьных
институтов
основ1-Iых правах, свободах
правилах
межлиLIностных
в )l(изни человека;
и обязанностях
отношений
граI(д анина, социzшьных
в
поликультурном
многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, напиQанных на осетинсI(ом языl(е;
готовность
к
совместной
разнообразl,tой
деятельности,
атремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении;
готовностЬ
волонтёрство);
к участиЮ
в гуманитарной
деятельноQти
(помощь
людям,
нуждающимся
в ней;
2) паmр uоmuческоzо восп umан
ооознание
российсrсой
art :
гр8>I(дансI(о
и мнOгокоНфессиональном обulестве,
й
идентиtlности
в
поликультурном
гlOнимание
государственнOго (осетинского) языка
в
жизни народа, проявление интереса к познанию роJIи
осетинского языка, к истории и культуре своего
народа, края, страны, Других народов России,
ценностное отношение к осетинскому языку, к
достижениям своего народа и своей Родины - России,
к науке, искусству, боевым подвигам и
ДОСТИЖеНИЯМ НаРОДа' В ТОМ ЧИСЛе ОТРаЖёННЫМ
В художественных произведениях,
;:;*::ТУ
К
СИМВОЛаМ РОССИИ, ГОСУДарсТВенным
и()торическому
и природному наследи}о и памя'никам, традиLIиям праздникам )
народоts,
проживающих
раз1-1ых
в рсlдной стране;
3)
dyxo в но- нр авс mв ен
н 0 20 в о с п
uпluн llя
:
ориентация на мораJIьные ценности и нормы
в сиryациях нравственного выбора, готовность
оценивать
своё
tIоведение,
в
том
числе
речевое, и
поступки,
а такя{е поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом
осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциilJIьных
поступков,
свобода
и
отвеl,сl,венность
личIJости
В
индивидуaL,Iьного
условиях
и обществеI-Iного прOстранства;
4) эсmеmчr!ескоzт вOспuпIан uя:
восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего
Других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, осознание ва)кности
художественной
и
культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового
искусства,
"градиций
и
НаРодFIого
в разных видах искусства;
u эмо
и
на
5) фазчческоео
ц uо HoJ,
ь
ноео
воспumанuя,
бл ае
о
полу
ч
роли этнических культурных
стремление
к
0амовыражению
творчества,
ая :
формuрованuя
кульmурь,
зOоровья
осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный
опыт, ответственное отношение к своему
здоровью и установка
здоровый
читательский
образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических
правил, рациональный
ре)I(им занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных
привычеt( (употребление iшкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм врела Для (lизи.tесl<ого
и психиtIеского здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе правил безопасного
повеления в интернет-среде;
способносТь аДаПТИроваться к стрессOвым
ситуациям и меняющимся социаJIьным,
ПРИРОДНЫМ УСЛОВиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая
НrtН}LТJiНil "
умение принимать себя и Других, не осу)I(дая;
умение осознаватЬ своё эмоцИон€lJtьное состояние и эмоциоНчlJIьное
состояние Других,
использовать адекватные языковые средства
для выра)I(ения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на осетинском языке,
НаВЫКОВ РефЛекЙи, признание Qвоего
права на ошибку и такого же права
;};:#:T.TJ;H'
б) mруdово?о Gоспumанuя:
установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы)
города, края) технологичесttой и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятеJlьlJость;
интеl]ес к практи'ескому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на
основе
приfulенения
изучаемого
Предметного знания
и
ознакомления
деятеЛьностьЮ (lилологов, }(урналистов,
писателей,
ува)I(ение к
труду
и результатаМ трудовой дея,гельнос'и' осознагlный выбор
no.rpoan""траектории
с
образования и
" с
я(изненных планов
и общественных интересов и потребностей;
"по"uидуальной
личных
учётом
умение рассказать о своих планах на булущее;
7) :l колсtz tt.te с KozO
ЗаДаLI
в
осп
um ан uя :
ориентация на применение знаний из
области социальных и естественных наук
для решения
в
области
окружающей
среды,
планирования
поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей
среды, умение точно, логично выражать
свою 1,очку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера
экологических проблем и путей их
решения, активное неприятие
окруя(ающей
с литераryрными
среде,
в
LIисле
том
действий, приносящих вред
сформированное
при
знакомстве
произведениями, поднимающими экологические
проблемы, осознание своей
роли как гра)(даниI,1а и потребителя в усJlовиях взаимосвязи
природной,
технологической и
сред,
гоl,овность
к
участию
в практической деятельности экологичесttой
направленности;
8) ценtюсmч lшучllо?о позrшlluя:
ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы
и обществu,
человека с природной и
социальной средой, закономерностях
".u"rо""язях
развития языка, овладение
языковой и читательской
социальной
культурой,
навыками
как средсl,ва IiознаFIия мира, овладеIlие
основ|Iыми гIавыками
на
установка
осмыслениg
Опыт&l
чтения
иссJIедовательской
наблюдений,
деятельности,
llоотупков
и стремление совершенствовать пути
дости)кения индивидуzLльного и коллективного
благополучия.
к
uзменяюlцлlмся условuяJ|l
соцаальной
освоение обучающимися социального опыта,
основFIых социальных
ролей, норм и правил
общественного поведения, форм
и сообществах)
социальной жизни
В
Группах
включая семью, групllы, сформированные
по профессиональrlой дея].ельности, а
TaK)I(e в рамках социальноГо взаимодейс,гвия
с людьми из другой культурной срелы;
способность обучающихоя к взаимодействию
в уaпъ.rо* неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать
в
условиях неопределённости, повышать
уровень своей
компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение
учиться
У Других людей,
получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетен ции изопыта
других;
навык выявлеIJия и связывания образов,
способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия,
объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, ооознавать гипотезы об
дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своё
развитие;
умение оперировать основными
в области концепции устойчивого
разtsития,
Общества и экономики, оценивать
На Окружающую среду, достижения
целей
последствий;
понятиями, терминами
анализировать
и
и выявлять
свои действия с
и
представлениями
взаимосвязь природы,
учётом влияния
преодоления вызовов, возможных глобальньгх
способность осознавать cTpeccoBylO ситуацию,
оцеIJивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на )I(изненный,
и
читательский
речевой
onr,r; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
j.-.Ж;iТfi ,r""oT##;:u.";#,';}-""ffJJ".жr,TT:o-"Jr#ж;T,1.^'","J"HHI;
:
позитивIlое
в
сложившейся
в отсутствие гарантий
успеха.
ситуации;
быть.
.оrо"й-
действовать
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
у
обучающегося будут сформированы следующие
базовые логические действия как часть
познавател ьных универсальных
учебных действий
:
выявлять и характеризовать существенные
признаки языковых единиц, языковых явлений
и
llроцессов;
сущеСтвенныЙ Ilризнак класоисРикации
устанавлиВать
языItовых
_
(явлений),
основани, длЯ обобщениЯ
и сравнения, критериИ проводимоГо анr..qиза,единиц
классифицировать
языI(овые единицы по существенному
признаку;
выявлять закономерности
наблюдеIlиях,
и
предлагать
в
противоречия
I(ритерии
для
фактах, данных и
рассматриваемых
закономерностей
выявления
и прOтиворечий;
выявлять в TeI(cTe /_lефициты инiЬормации, данных, необходимых для
решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозакJIючений по анzlJIогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях,
самостоятельнО выбиратЬ
учебноЙ задачи при работе
".Ь.об решениЯ
с разными типами текстов, разными единицами
языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с у.lётом самостоятельно вылелённых критериев,
у Обу.lл191uегося булут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий
использовать
вопросы
как исследовательский
инструмент
познания
в языковом образовании;
:
формулировать вопросы, фиксирующие
несоответствие
между
реаJIьным
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое
и
и данное;
формировать гипотезу
аргументировать
об
истинности собственных суждений
свою по:зицик), NIнение;
И
суждений других,
составлять алгоритм действий и использовать его для
решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей
на
применимость
и
объектов
достоверпосiu
исследования (экоперимечта);
самостоятельно формулировать обобщения
набл юден ия, исследо ва ния, владеть инструмеLrга
обобщений;
прогнозировать
собой;
ме)Itду
полученную
информацию,
м
и
и
выводы
по
в ходе
результатам проведённого
оценки дос],оверности полученных выводов и
дальнейшее развитие
возможное
оценивать
лингвистического
процессоts,
событий
умения
работать
и их послеДствия В анzLпогичнЫх или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об
развитии в новых условиях и контекстах.
У
обу,lающегосЯ
будуТ
ссРормированЫ
следующие
с информацией как часть познавательных
универсальных yrlgýg5lx действий:
rх
применять различные методы, инструменты и запрооы при поиске и отборе информации
с
учётом предло}кенной учебной задачи и заданных критериев:
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения
для оценки текста с точки зрениrI
достоверноQ-ги и применимости содер)tащейся в нём информации и
усвоениJI необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать омысловое tlтение для извлечения, обобщения и систематизации
из одного или нескольки), источников с учётом гlос,гавJIенных целей;
информации
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею,
разJI ич ных информационных источниках;
версию) в
самостоятельно выбирать оптиl\4tulьную форrу представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами,
иной
графикой
и
их
комбинациями
в зависимости от коммуникативной
установI(и;
оценивать надёrкность инсрормации по критериям, предложенным
или
сформулированным
самостоятеJIьно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У
обучающегосЯ
булуТ
как LIacTb ком муникати вных универсаJl
с
ьн
сформированы- следующие
ых учебных дейс.гвий
учителем
умения
общения
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
условиями и целями общения; выра)кать себя (свою точку зрения) в ди€шогах
:
и дискуссиях, в устной монологиLlеской
ре.tи и в письменных TeI(cTax на осетинском языке;
i
распоз[Iавать невербаJIьные средс,гва общения, llонимать значение социrLчьных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных оитуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
пониматЬ
намерениJI
проявлять
других,
отношение
уважительное
к собеседнику и в корреltтной форме формулировать свои возражения;
в ходе диаJlога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, Нацеленные на решеtlие задачи и Ilодлержагtие благолtелательности общения;
сопоставляl,ь свои суждения с суждеLlияI\4и других учас,гников диrlJIога, обнаруяtивать
ра,tличие и сходс,гв0 гlозиций:
ПУбЛИЧнО ПРеДСТаВЛять результаты проведённого языкового анtulиза, выполненного
л ингвистиrlеского эксперимента, исследования, проекта;
СаМОСТОЯТеЛЬНО выбирать формат выступления с учётом цели презентации
И ОСОбенностеЙ аУДитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
испол ьзоваIj ие м илJlюстративно го матер иала.
У
ОбучаЮщегося булут сформированы следующие умения самоорганизации
регуляти вI{ых ун иверсаJIьн ых учебных действи
й
как
части
:
выявлять проблемы для решения в yrlgýno,* и l(изненных ситуациях;
ориентироваться в рrlзличных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять uLпгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения
учебной
И СОбСтвенных возмояtностеЙ,
задачи
с
учётом
имеющихся
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоят,еJlьно составrIять
пJlаll
действий,
в ходе его реtlлизации]
делать выбор и брать ответственность за решение.
вносить
необходимые
ресурсов
коррективы
у обучающегося будут сформированы следующие умения самOкOнтроля, эмоцион€шьного
интеллекта, принятиЯ себя и других как части регулятивных универсilJIьных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
лаI]ать адеква],ную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидетЬ l,рудности, l(оторые MoI,yT возIlикlIу,гЬ прИ решениИ учебной задаL{и,
адагIти р0 вать решен ие к меня ю щи мся обот.с,lятел ьствам
и
;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельнооти; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
опыту
и
речевому
с учётом целей и условий
и условиям общения;
Корректировать собственную
общения; оценивать соответствие результата
речь
цели
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявля,гь и аl{uLлизировать причины:лмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацик);
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себяи другLгх, не осуждая;
проявлять открытость,
осознавать невозмо)I(ность контрOllировать всё вокруг.
У обучаюrцегося буду-r,с(iормированы сJlедуt()lцие умеllия 0овместной деятельности:
понимать и использовать преимущеотва командной и индивидуальной работы при
решении
конl<ретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуяtдать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию соврtестной работы, определять свою роль (с
учётом
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
предпочтений
9
li
членами команды, учай,вовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
кмозговой штурм)) и другие);
выIlолнять свою часть работы, достигать кtlчественный результат по своему направлению и
КООРДИНИРОВаТЬ сВоИ действия с действияN,Iи других LIленOв команды;
оL(енивать качество своего вклада в общий продукт по I(ритериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять
готовность
к представлениtо от.tёта перед группой.
ПРВДМВТНЫЕ РВЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 кпассе обучаюluийся науLIится:
воспринимать
на
слух
аудиOтексты,
построенные
использовать контекстуальную
и чтении;
на
изуlIенном
материале,
или языковую догадку при
аудировании
и полностью понимать их содержание;
понимать в целом речь учителя и одноклассников;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
поздравлять, вырa)кать пожелания и реагировать на них;
высказываться о (lактах и событиях, исполь:]уя основные коммуникативные типы речи
(описание, повествование, рассуждение), с опорой на TeKc,I.;
читать про себя и находить в тексте нужную информацию;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;
писать
правильно
в рамках
изуLIенных
орфографических
правил;
объединять слова в тематические группы;
понимать морфему как значимую единицу языка;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на осtlове смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа;
понимать роль морфем в процессах формо- и с.llовообразования;
выполнять морфемный разбор слова;
пользоваться основными способами словообразования в балкарском языке;
пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический,
синонимов, антонимов) омонимов, сРразеологизмов);
пользоваться в реLIи правилами осетинского речевого этикета;
распозLIава,гь гласные и согласные звуки;
правильно произносить специфические звуки [къ], [гъ], [нг], [ж], [у] балкарского языка;
распознавать звонкие, глухие согласные, мягкие, твёрдые согласные;
опознаватЬ словообраЗующие и словоизменительные аффиксы;
образовывать
сыз, -сиз) -суз, -сюз;
новые слова при помощи
словообразовательных
аффиксов -.]lы, -ли, -лу, -лю;
различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и
глаголов;
опознавать однокоренhIые словаl
образовывать новые слова из заданного слова;
распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению;
определять грамматические признаки имен существительных;
определять синтаксическую роль имен существительных;
образовывать имена существительные разными способами;
сI(лонятЬ имена существительные
и правильнсl употреблять в речи падежные формы имен
существиl,еJIьItых;
распознавать и употреблять в речи аф(lиксы принадле)кности имен существительных;
производить морфологический
разбор имени существиl-ельного;
группы прилагательных;
распозLIавать лексико-семантичеСкие
определять грамматичеокие признаки и синтаксическую роль прилагательных;
распознавать чиалительное как часть речи по вопросу и общему значению;
осознавать
особенности
с русским;
IIислительFIого
имеIlи
в
гIо сравнению
осетинском
языке
распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению, определять ег0
грамматические признаки, синтаксическую роль;
осознавать особонности местоимения
в осетинском языке по сравнению
с русским языком;
изменять личные
в речи;
распознавать наречия
распознавать разряды
распознавать глаголы
значению, определять
образовывать
в
утвердитеJlьной,
и
и
указательные местоимения
употреблять в
отрицательной
и
распознавать сочинительные
употреблять
падежам
и
как часть речи llo BoIlpocy и общему значению;
наречий (общее представление);
как часть речи по вопросу и общему
его грамматические признаки, синтаксическую роль;
невозможности действия разных времен;
в речи;
по
союзы в простых
речи временные формы
вопросительной
и
употреблять их
формах,
подчинительные
и сло)I(ных предло)I(ениях;
в
формах
глаголов
возможности
союзы и использовать
и
их
осознавать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с
русским языком;
распознавать послелоги и союзы, использовать их в речи;
осознавать особенности послелогов в осетинском языке
по сравнению
с предлогами в русском языке.