министЕрство просвЕIцЕния российской ошдЕрАции
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия
-
Алания
Администрация Моздокского района
МБОУ СОШ
ЛЪ3
г.Моздока
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам. дирук7юра по УВР
Руководитqь ЦIМО
Н.П. Тотиева
Приказ NploT к02> 09 2024
Э.А. Тебиева
Протокол NЬlот к02> 09
2024 г,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета <Родной (осетинский) язык>
для б классов основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Комаева А.А.
учител ь осетинского язьlка и литературьl
Моздок 2024г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССIЙСКОЙ ФЕДЕРЛIП{И
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСIТУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
МБоУ СоШI
N93
РАБОЧЛЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
<Осетинский язык (как второй)>
для б класса основного общего образования
на2425 учебный год
Составиель: Комаева А.А.
Учитель
г. Моздок 2024
осетинQкого языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАIIИСКА
Курс обучения осетиНскомУ языку (как второму) в б кJIассе характеризуется личноотной
подходов,
ориентаIIией языкового образования, реализацией всех основных современных
образования:
деятельностного,
парадигму
входящих в лич1tостно ориентированI{ую
коммуника,гивноl,о, социокуIIьтурFIоI,о
/ tlоrrикультурного (обеспечивающего
диuLпог кульryр),
Iеl-еttl,носl,ного, срелоориен,гиро BaIl но го полхолов,
ttеловека, в том числе его
coBpeMeHlttle общество требует разностороннего ра:]вития личности
и позволяющих
коммуl]икативных способностей, облегчающих вхо)I(дение в мировое сообщество
ко м
I
в
нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой
успешно функuионировать
способной жить и
большой ценностью провозглашают нttличие развитой, образованной личности,
творить в условиях стремительно меняющегоая мира,
[1оэтому значение владения несколькими языками, В том числе осетинским, трудно
связанный не только с
п"р"оцaп".r,ь. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически
огромное
иранской, но и оJIавяLt"пой, ро*u"ской и германской языковыми груI,]пами, сохранивший
структурных
понимание
числе,
том
в
облегчить,
чер,l,,
опособен
,.bn"u*a..uo общих для этих языков
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
н€Lличием
основная ступень школьного обучения осетинскому языку характоризуется
в
обучения
нач€
L
ла
моменту
к
значительНых изменеНий в развИтии Ll]колЬников, так как у них
Они
о
мире,
уже
основной школе существенно расширился кругозор и общее представление
поликульryрности
в
общения
средства
как
языка
условиях
значение
и
понимают роль
и обладают
современнOго мирir, владеют четырьмя осliовI,tыми видами речевой леятельности
изучения осетинского
учебными и общеучебtlыми умегlиями, 11g9(1хilдимыми для
"п"ц"uпо,,оrми
правилах
о
неко,горые:]нания
Ilаl(огlили
речевого поведения
языка как учебгlого llредмета, aTaK)I(e
на русском и осетинском языках.
В основной школе },силивается роль принципов когнитивной направленности учебного
приобретает
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение
формирование учебно-исследовательских умений.
в б классе совершенс.гвуIотся приобреr,енные paljee знания, навыки и умения, увеличивается
практического
объём используемых учащимися языковых и речевых средс,гв, улучшается качество
владения осе.гинским языком, возрастаеl,отеIlень
самостояl,ельности
шкоJ]ьников
и их творческой
активности.
ОБЩДЯ ХДРДКТЕРИСТИКД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КЖ
второЙ)>
того,
на данном этапе обучения большое внимание уделяеl,ся осознанию и закреплению
знаний,
5
классе
в
ч.го было усвоено в начатtьной школе и дальнейшему разl]и,Iиrо приобрет,енных
умений и нtlвыков.
,t,рёх основ1-1ых с0l1ер)I(аl,ель1-1ых,IиLiии:
Курс гrострOеIl на взаимодейс,гвии
- I(оммуниКативные умения в основных видах ре.tевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знаниrI и умения.
ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
с носителями
для их реаJIьноI,о общения на осетиIlском языке (устное и письменное общение
языка) или ими,гировать 0бщение средствами рOлевой игры. В подготовке и проведении этих
в
1,1o сl,епеl]ь и харак,гер участия мо[,ут быr-ь разными,
и в 'ГОМ, 1111,1 он даёт учителю возмоI(ность
lзаклtочае,I,ся
особенносr-ь данного курса
процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
IIpoeK.I.oB доJI)I(ны учаотвова-гь вOе
учащиесrl,
планировать учебно-воспитательный
связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника, Блоки выделяются в
зависимост" о, оaпоuпого объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
так как их конкретное
деятельFlости шкоJlьников. Однако деление на блоки достаточно условно,
при иl]учении
приобре,генные
и
знаllия
использовать
умения]
содер)ItаI{ие лае1 I]озмо)I(ность
(lакультативный
всl,речается
ма,гериалом
с
обя:зtt,ге.ltьным
FIарялу
прaдо,дущ"х тем, Вну.гри блоков
(в виде аутентичных текстов ра:зных )I(aHpoB, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обуч9""оa,",
ГIорядок следования блоков опредеJlяется содержанием материала, расположенного по мере
усло)I(нения и необходимости
В основной школе
закрепления тех или иных навыков и знаний.
начинает систематически использоваться аудирование
с
письменнOй
фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умением.
изучЕния Учшвного прЕдмЕтА (осЕтинскиЙ язык (кАк второЙ))
I{елями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего
цЕ.Itи
образования являются:
- развитие и воспитание шкоJlьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
ва)I(нOоти изучеl]ия осетинсI(ог0 языкtl I(AK одног0 из государственных языков Республики
Северная Осетия-Алания и пtlтребносr,и пользоваться им как средством общения, познания)
оаморе€IJIизации
и ооциальной адаптаци
и
;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции
как
вая<ной составляющей коммуникативнсlй ком петенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национЕuIьного самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям
иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
МВСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)> В УЧЕБНОМ
плАнЕ
В ооответотвии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет кОсетинский язык (как второй)> входит в предметную область
кРодьtой язык и родная литература) и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета кОсетигtский язык (как второй)u в б классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме l 02 часа.
б
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)) В
клАссЕ
Развитие речи.
ffобрый день) школа! Поговорим об учёбе. Готовимся к уроку осетинского языка.
Вопросы собеседнику о проведении летних каникул. Речевые клише
для рассказа о летних каникулах. !иалог о летних каникулах. Презентация новой лексики по теме
Грамматический материаJI.
Повторение: значения падежей, падежные окончания; образование множественного числа
существительных, Образование порядковых числительных.
На уроке осетинского языка. Какие оценки получаем? Учитоль, я вас часто вспоминаю.
Развитие речи.
Текс,г кНre ног ахуыргенег> (кНаш новый учитель>). Описание внешности учительницы.
Этикетныс фразы. Отметки в дневнике, Отрывок из стихотворения Г. I-\агараева <Мre
ахуыргюнЕг> (кМой учитель>).
Грамматический материал,
Послелоги. Повторение: спряжение глагола в прошедшем времени Личные окончание переходных
и непереходных глаголов"
Как мы используем время? Какие книги мы читаем?
Развитие речи.
Распорядок дня ulкольника, Текст кТимуры боны сРютк> (кРеrlсим дня Тимура>). [иалог
<Фембелд>) - встреча школьников в библиотеке. Беседа
с библиотекарем. Презентация новой лексики по теме кЭтикетные фразы>.
Грамматический материал.
Употребление вводного слова зееь-ма (скажи-ка). Значение частиц. Образование прилагательных
при помощи суффиксов.
Говорим о Коста Хетагурове и его жизненном шути.
Развитие речи.
Высказывания школьников о подготовке к праздtiоваIlию дня роя(деFIия К. Хетагурова. Текст с
-I'екс,г
(кЛюбимый сын
пропусками 01ворчестве I{. Хетагурова,
нашего народa)). Отрывки из стихо"гворениЙ К. Хетагурова.
Грамматический материал.
способы выражения повеления, просьбы. Образование существительных
при помощи суффиксов.
Каким человеком был Коста? Осетинская лира)) - наша любимая книга.
Развитие речи,
Отрывки
из с1ихотворений
К. Хетагурова.
Рисунки
к стихотвореllиям
Коста для детей, Щиалог
школьников о поэте. Отрывок из рассказа Щ. Щжиоева <Ирон фюндыр> (кОсетинская лира>).
['рамматический материал.
Глагольная приставка ны-.
злравствуй, осень! Помощь детей в осенних работах. Природа осенью.
Развитие речи.
отрывок из стихотворения Я. Хозиева об оселtи. огtисание природы осенью. осень в саду и
огороде. ПомоLць старшим. Текст кМыстулttt,> (кЛасr).
Грам матический материал.
ПЪслелоги, Повторение: побудительные предло)(ения. Способы выра)I(ения просьбы.
Плодородная, богатая осень. Попрощаемся с осенью!
Развитие речи.
школьников об
щиалог об осени в селе и в городе. Рассказ о сборе урожая фруктов. Высказывания
о,гношении к осенней погоде.
Грамматический материал.
предлог азназ, форма существительного с предлогом сенсе (без). Повторение: слох(ные глаголы.
СпряiIсение сло)t(ных глаголов в булущем времени.
Что знаем и что умеем?
Развитие речи,
ПрезентацИя новоЙ лексикИ по теме. ТексТ кБалЦ ню рагфыдЮлт&м) (кПутешествие в прошлое>).
Отрывок из доклада школьника. !,иалог кНа уроке истории).
Грамматический материал.
Фразеолсlгизмы заехх сЕ I-1& уромы, ц&с,г I,|е'хха9ссы (земltя терIlи,г, глаз
не объемлеr,). Послелоги.
Что мы узнали о наших предках? Ущелья Осетии. Военная крепость.
Развитие речи.
информачия об ущельях осетии, Рассказ школьника о Куртатинском ущелье. .щиалог о поездке в
горы. Отрывок из стихотворения Б. Муртазова кФыдаелты месгуыте) (кfiревние башни>).
Грамматический материал.
Возвратные местои мен ия.
горо/1. Горная архитеI{тура.
Развитие речи.
Рассказ учителя об архитектуре старинных башен. Старинные поселения
в горах, !иалог о поездке в гоати к родственникам.
Грамматический материал.
Противительный предлог та, место в предложении.
Отдохнём. Как проводили своё время знаменитые люди.
Развитие речи,
Инr.ересные факr,ы из )I(и:]|lи:]Fl?lменитttх rtrодей. Беседа l],lкоJlьников о хобби, отдыхе. Планы на
выходные.
Грамматический материал.
противительный предлог та, место в предложении. Повторение: образование относительных
прилагательных при помощи суффиксов. Спряжение тлагошусевын (быть).
Ко всему надо относиться внимательно. Работа не терпит спешки.
!ревний
Развит,ие ре.tи.
мини-тексты об особенностях ре)t(има рабоr,ы знамени,гых учёных. Отрывок из письма школьника
другу. Текст кУазюгуаты ахуыргондмю> (кВ гостях
у ученого>). Сuенарий клаOсного часа.
Грамматический материал.
Неопределённые местоимения чидсер, цыдсер (кто-то, что-то). Определённые местоимения.
склонения определённых и неопределённых местоимений
зимняя природа. Умеешь кататься на коньках? Песня снеговика,
Развитие речи.
повторение лексики по теме кзима>, описание зимней природы. Кроссворл по теме <зимо.
стихотворение Г, Щагараева кзымrг> (кзимa>), Текст ккъахдзоныгътыл бырын зоныс?>
(кУмеешь кататься на коньках?). Щиалог на катке,
Грам матический материал.
Употребление вопросительного слова куыд (как). Вопросительное слово севи (или). Повторение:
неопределённые местоимения. Употребление союза ксенсе (или).
Суровая зима.
Развитие речи,
Стихотворения о зиме. Сказка <Хъызт зым&г)) (<Суровая зимa>).
Грамматический материал.
Отрицательные наречия макуы (никогда), макЕд&м (никула).
А.С. Пушкин на Кавказе.
Развитие речи.
Мини-тексты о гry/тешествии А.С. Пушкина на Кавказ.
Грамматический материал.
Повелительное накJIонение глагола, личные окончания глаголов.
В мире рисования.
Развитие речи.
презентация новой лексики по теме. Информаuия о возможностях живописи. Мини-тексты о
знаменитых осетинских художниках. ,щиатlог <на уроке рисования)>. Текст кв Третьяковской
гаJIерее).
Грамматический материал,
Вопросительные предложения с частицей семсе (и),
В плеtry у музыки,
Развитие речи.
Текст кМузыквйы уацары) (кВ плену у музыки>) (по Д. Кобалевскому). Щиалог кМузыкалон
скъолайы> (<В музыкальной школе>). Мини-тексты
о творчестве знаменитых композиторов,
Грамматический материал.
Вопросительные слова их употребление.
Благодаря им мы защищены. Щень защитников Родины. Родина или смерть,
Развитие речи.
ПрезентацИя новоЙ лексикИ по теме. Текст о Щне защитников Родины, Письмо из армии. .Щиалог о
11одготовке к празднику.
Грамматический материал.
Вопросительные слова, сI(лонение существительных, падежные значения (повторение).
моя любимая весна.
Развитие речи.
Обмен мнениями о погоде ранней весной. Рассказ о капризах марта. Высказывания о наступленИИ
весны, изменениях в природе. Мини-тексты <Поэты
о весне). fl,иалог о весенней природе,
Грамматический материал.
Порядковые числительные свыше двадцати, их образование.
Название весенних месяцев.
Развитие речи.
ПрезентацИя новой лексики. Мини-тексты об осетинских названиях весенних месяцев, Отрывки из
стихотворений о весне.
Грамматический материал.
Наречие.
Праздник 8 Марта.
Развитие речи.
Отрывок из стихотворениJI Г, Чеджемова о матери. Презентация новой лексикИ. ТеКСТ К8-ЮМ
Мартъи> (к8 Мартa>). Текст <Ню лreвюрfi& нЕ мадЕлт&н) (кНаши подарки мамам>). СценариЙ
на повторение знакомого грамматического
школьного праздника. Подстановочные упражнения
материаJIа.
Грамматический материал,
Уподобительный п€tд9ж, его значения,
Весеяние праздники.
Развитие речи.
о праздновании
Иr+формачия о весенних праздниках, мини-тексты
странах.
школьников о весенl]их llраздниках в разных
Грам мат,ически й материаl,
1
Мая, Высказывания
Прилагательные с су(i(lиксам и,
Жизнь красна трудом.
о труде, трулолюбии,
бюрюгбон> (кпразлник трулuo). Фразеологизмы
Мини-тексты
ёr"*оruор.ние А. Кайтмазова кФюллой> (кТруд>),
истории,
их
май),
апрель,
(март,
о названиях весенних месяцев
Грамматический материал,
Превосходная степень прилагательных,
il}." u.ililХ;ы
Герои Иристона.
отечественной войне.
поо.пu"пенных военачаJIьниках, Рассказ о Великой
ветеранами,
воспоминания ветеранов о войне, Встреча с
Грамматический материал,
склонение личных местоимении,
солдат из дzшьнего похода,
йо Д"о Победы. Воспоминания о войне, Вернулся
ff;iж-хЁlо
ЙЮ ЛаРЛ баЛЦСЙ>
- защитниках Родины. Текст КДРuЫЛ СаЛДаТ
Полилог
I-1,агараеву),
(<Вернулся солдат из дальнего походa>) (по М,
i:X".H;ffo'l"n',u* осетии
о подготовке к празднованию Дня Победы,
Грамматический материал,
Модальные слова,
Осетинский язык. Связь языка и истории,
тыххюй>> (<Что
осетинского языка, Полилог кI-\ы зонrм ирон евзаджы
".rоо""
школьников о знаменитых учёныхзнаем об осетинском языке>). Отрывки из докJIадов
ffiж-|;:Iо
ос9тиноведах.
Грамматический материал,
Глагольные приставки.
Всеволод Миллер об осетинском языке.
Развитие речи.
о знаменитом учёном, ,Щиалог
Ин(lормачия об академике Вс,Ф, Миллере. Рассказ учителя
о Вс.Ф, Миллере
обсуяtден ие 0одер)кания рассказа В.И. Абаева
Грам матический материал,
Глагольная приставка.
Он из отдельных камней построил башню,
Развитие
речи.
Pu."n* y""r"n'
2
п rr
Е^лл^
л..л,,_nrя
rlo
Отрывок из
доклада
^
дбаева,
о В.И. дбаеве. Мини-тексты о работах В.И.
школьника о знаменитом учёном,
Грамматический материм.
Глагольные приотавки (повторение),
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫВ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РВЗУЛЪТАТЫ
r
В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне
оСнОвнОгО ОбщегО
образilвания у обу.rающегося будут сформированы следуlощие личностные результаты:
I ) zpoжdat t ско?о воспumаil.uя:
готовность к выполнению обязанностей гра"rкданина и реализации его прав, уважение прав,
активное
интересов других
людеи,
законных
свобод и
участие
в жизни семьи, образовате:lьной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
l{исле в сопоставJlении с ситуациями, отралtёнными в литературных произведениях, написанных
на осетинском языке;
неприяl,ие любых c}lopM эr<стрем изма, диокрим и наци и ;
понимание роли различных социальных институтов в )I(изни человека;
об основных правах, свободах и обязанностях грallцанина,
представление
нормах
и многоконсРессиональном
Jlитературных произведений,
отношении
межJIичностных
правилах
и
обществе,
формируемое
написанных l]a осетинском
готовность
в том
языке;
LIисле
в
социаJIьных
поликультурном
на основе примеров
совместнои
к
деятельности,
разнообразl-tой
к взАимопониманию и взчiимопомощи, активI{ое участие в шKoJlblloM самоуправлении;
из
стремление
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, ну)I(дающимся в неЙ;
волонтёрство);
2) паmр uоmuческоzо восп umан uя
:
осознание российской грФкданской
в
идентичности
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка
в
жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языкаJ к истории и кульryре своего
народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к
дости)I(ениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым дости)I(ениям народа, в том числе отражённым в худо)кественных произведениях,
уважение
к
и
символам России,
природLIому наследию
и
государственным праздникам,
памятникам,
традициям
разных
народов,
историческому
проживающих
в родной стране;
3) iyxoB н о- н р авс mвенн ozo Boct7 uпlпн uя :
ориентаLlия на моральные ценнос,I,и и нормы в ситуациях l]равс,гвенного выбора, готовность
оценивать
поведение,
свое
в
том
числе речевое,
поступки,
и
а также поведение и посlупки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий посryпков; активное неприJIтие асоциальных поступков, свобода и
индивидуального
личности
в
ответственность
условиях
и общественного пространства;
4) эсmеmuческоzо воспumанuя:
вооприимчивость I( разным видам исI(усOтва, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального во:lдейсr"вия искусства, осознание ва)Itности
худо)кественно й кул ьтуры как средства ком муниl(ации
и самовыра)I(ения
;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и
народного
творчества,
к
стремление
самовырa)кению
в разных видах искусства;
5) фtlзuческоzо воспumанuя,
кульmурьl
зdоровья
формuрованuя
u
и
эJуtо
цuо н a"l ь l! о Z0 бл az
rlсознание
Llита,гельсttий
о no",tJt ч
uл :
ценности
опыт,
)ltизни
ответствен1-1ое
с
оllорой
оl-ноlllение
к
на
своему
собственный
здоровью
л<изненный
и
уотановка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный
режим занятий и отдыха, регулярная (lизи.lеская активность);
осознание последствий и неприятие вредных привыLIек (употребление aшкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья) соблюдение правил
безопасности, в ,гом числе llравил безопасного поведения в иll,гернет-среде;
способtlосr,ь
адlап,гирова,гься к с,грессOвым
ситуациям
и меняющимся
социzlJlьным,
инсРормационным и приро,цным условиям, в 1-ом LIисле осмысJlяя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели]
умение принимать себя и других, не осуждая;
состояние
умение осознавать своё эмоциональное
и
эмоциональное состояние Других,
ИсПоЛЬЗоВаl.ЬаДекВаТНыеяЗыкоВыесреДсТВаДЛяВыра)кениЯсВоеГососТоЯния'ВТоМЧисле
на осетинскOм языке,
опираясь на примеры из литературных tlроизведений, написанных
и такого }ке права
сформированность ньвыков реф.гrексйи, признание своего права на ошибку
другого человека]
6) пlpyloBoz0
вOсп umан url :
llрактических задач (в рамках семьи, школы,
установка на активное участие в решении
инициировать,
город;, края) технологической и социальной направленности, способность
ПЛаНироВаТЬИсаМосТояТеЛЬНоВыПоЛняТЬТакоГороДаДеяТеЛЬНосТЬ;
интерес
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на
осНоВеПрИМенеНИяИЗУЧаеМоГоПреДМоТноГоЗНаНИяИоЗнакоМЛения
о деятельностью dlилологов, журналистов, писателей, уважение к труду
выбор
результатам трудовой деятельности, осознанный
и
траьктьрии
оьразовани
и
я
яtизненных
и
планов
построение индивидуальной
с
личных
учётом
и общественных интересов и потребностеЙ;
на будущее;
умение рассказать о своих планах
7) э колоz urtecкozo в о сп umаl l uя :
наук для решения
ориентация на применение знаний из области социzlJIьных и естественных
поступков
планирования
среды,
окруя(ающей
области
в
задаLI
выражать
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
свою,гочку зрения lja экологические Ilроблемы;
характера
повышение уровня экологической куль,гуры, осозLiаtIие гJlобального
приносящих вред
экологических проб;ем и путей их решения, активное неприятие действий,
том числе сформированное при знакомстве
окру)(ающей среде, в
с литературными произведениями) поднимающими экологические проблемы, осознание своейи
взаимосвязи природной, технологической
роли как .р*дuпr"u и потребителя в условиях
готовность
срел,
социальной
в практической
к
участию
направленносl,и;
экологической
деятельности
В) ценносmu научноzо познанuя:
об основных
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
природной и
с
человека
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
и
читательской
языковой
социztльной средой, закономерностях развития языка, овладение
навыками
чтения
как средства познания мира) овладение оQновными навыI(ами исследовательской деятельности,
культурой,
установка
и
на
опыта,
осмысление
стремление совершенствовать
пути
наблюдений,
дости)l(ения индивидуального
и
поступков
коллективного
благогlолучия.
uзменяюIц\l,мся условuял, соцuаJ.ьноЙ
9) аdапmоцuч 0бучаюulе2oся к
uпрuроdllойсреdьt:
социаJlьных роле]й, норм и правил
основнь
яLпlllиlvlися социzLпьного
соIIиапьного опыта,
опыта. основных
освоение обучаrощимися
группах
в
а
деятельности,
профессионаJIьной
по
и сообществах, вклюtlая семью, группы, сформированные
среды;
культурноЙ
таюке в рамках социального взаимодействия с JIюдьми из другой
ОТКРЫТОСТЬ
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неОПРеДеЛёННОСТИ,
опыту и,3наниям других;
своеи
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
людей,
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться У других
из опыта других;
получать в совм9стной деятельности новые знания' навыки и компетенl\ии
способноать
формировать новые знания,
навыК выявJlениЯ и связываниЯ образов,
общественного поведения, форм
социальной жизни
способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об
объектах
знаний и
и явлеI,tиях, в том чисJlе ранее tIe известных, осоз1-1ава,гь лефицит собственных
комIlетенций, п.ltанировать своё разви,l,иеl
оперировать ocHoBI-1ы
умен ие
в области концепции усl,оЙчивого
развития,
общества и
экономики,
ми
оценивать
на окружающую среду, достижения целей
последствий;
представлениями
и
гlоня,гиrlми" терминами
анarлизировать и выявлять в:]аимосвязь природы,
свои деЙатвия с
учётом
и преодоления вызовов, возможных
влияния
глобальньtх
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
после/lствия, опираясь на )I(изненI{ый, речевой и чит,ательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий I(oHTpMep;
оценивать ситуацию
стресса,
корректировать принимаемые
решения
и действия; формулировать И оценивать риски и последствия, срормировать опыт, уметь находить
готовым
действовать
ситуации; быть
сложившеися
позитивное в.
в отсутствие гарантий успеха.
МВТАПРВДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЪТАТЫ
у обучающегося будут сформированы следуюtt{ие базовые логиLIеские действия как часть
познавател ьных универс€ul ьных учебных действий
выявлять и характеризовать сущеOтвенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
:
процессов;
(явлений),
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
классифицировать
анализа,
проводимого
критерии
основания для обобщения и сравнения,
языковые единицы по существенному признаI(у;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать I(ритерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте десЬициты информации, данных, необходимых для решеНия поставленноЙ
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых Процессов, Делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозакJIючений по анЕUIогии,
(iормулировать гипотезы о взаимосвязях;
при
задачи
способ
выбирать
работе
самостоятеJlьно
учебной
решения
с разнымИ типамИ TeI(cToB, разнымИ единицамИ языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант С Учётом самостоятельно выделённых критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать
вопросы, фиксирующие
несоответствие
ме)I(ду реальным
и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое
и ланноеl
формировать гипOтезУ об истинности собственных су)кдений и суltдений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
связей и
уста}Iовлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
информацию,
и
применимость
на
оценивать
собой;
достоверность
ме)(ду
iruu"a"*оarей объектов
полуLIенную в ходе лингвиQтиLIеского
исследования
(эксперимента);
самостоятельно срорrurулировать обобщения и выволы п0 ре,]ультатам проведённого
наблкlдения,
исследования,
владеть инс,Iруменl,а]чlи оценки дос,говернос,ги полученных
выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и LD( последствия в
анаJIогичFtых или сходных ситуациях, а,гак)I(е выдвигать предполо)кения об их развитиИ в новыХ
условиях и контекстах.
у обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информаuией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенFIой yrlgý,{.; задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информачии и усвоения необходимой
инфоршlаuии с ltелью решения у,Iебных задаLI;
обобЩения и сисТематизациИ информациИ
использова,Iь смысJIовое ч,гение для извлечеttия,
пос,гавлеI_1ных Ltелей]
с
из оllного иJlи HecKoJll)l(иx истоLlltиl<ов у,Iёr-t,lпл
одну и ту х(е ИДеЮ,
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающио
версию) в различных информационных источниках;
информации (текст,
самостоятельно вьбирать оптимальную форrу представления
задачи несложными схемами,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
в зависимости от коммуникативной установки;
диаграммами, иной .iuqr"noi; " "" по16"нациями
или
оценивать налё,rкность информачии по критериям, предложенным учителем
с(lормул ироваFl н ы м самосl,оятеJl ьно;
,i,Pqr"nr" uno запо м и нать и систе ма,гизи ро ва,гь
и
H(lop маци ю,
общения как часть
обучающегося будут сформированы следуюutие умения
коммуникативных универсальных учебных действий:
ВосПрИнИМатьиформУЛироВатЬсУжДеНИя'ВыражаТЬЭМоциИВсоотВеТстВИи
(свою точку зрения) в диаJIогах и дискуссиях, в
с условиями и целями общения; выражать себя
и в письме1-1ных текстах на осетинском языке;
устной монологической речи
значение социzlJIьных знаков;
у
раопознава', о
п"u"iб-ьные средсТва общения, понимать
и смягчать конфликты, вести
знаl.ь И распознавать гIредпосЫrlки кtlн(l.rlИк,гI{ыХ си,гуаций
пеоегOвоDыl
к собеседнику и в
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
корректной форме формулировать свои возражения;
обсуждаемой темы и выскzlзывать
в ходе д"-о.u (л"Ъпу.ar") задавать вопросы по существу
общения;
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
обнаруживать
сопоставлять свои суждения с су)lцениями других уLIастников диалога,
различие и сходство псlзиций;
анализа, выполненного
публично предс,гавлять результаты проведённого я:]ыI(овоl-о
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
презентации и особенностей
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
тексты с использованием
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
илл юстративl lого материала.
как части
уобучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизащии
регулятивных уFlи tsерсал ьн ых учебных действий
выявлять проблемы для решения в учебных и )l(изненных сиl,уациях;
:
ориентироваться
в разлиLlных
подходах
к принятию
решений
принятие
(индивидуальное,
группой);
решения в группе, принятие решения
выбирать способ
аJIгоритм
решения задачи (или его часть),
самостоятельно составлять
имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
решения учебной задачи с учётом
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятеJlьно
соOтавля.гь план деЙствиЙ, вносить необходимые
коррективы
в ходе его
реализации;
делатЬ выбоР и братЬ oTBеTсTBеHHOCTь l]? решение,
эмоционального
обучающегося-будут сформированы следующие умения самоконтроля,
действий:
интеллекта, принятия себя и Других как части регулятивных универсальных учебных
и
самомотивации
(в
числе
том
речевого),
владеть разными способами самоконтроля
у
рефлексии;
и предлагать план её изменения;
даваl.ь адекtsатную оценку учебной ситуации
задачи, и
предвилетЬ 1рудности, которые могу,г возниl(I]уть при решении учебной
адапти ровать ре шlе н ие к м еня к) ttlи м ся обстоятел ьс-гвам ]
понимать
объяснять приLlины дос-гижения (нсдсlстиrксния) результата деятельности;
их, давать оценку приобретённому
приLIины Itоммуникативных неудач и yN4eTb предупреждать
с
целей и условий общения;
речевому опыту ",,орр.п."роuurо.об"rвенную речь учётом
общения;
оценивать соотве,гствие результата цели и условиям
и эмоциями других;
собственными эмоциями
развивать споообность управлять
эмоций; понимать мотивы и намерения другого
причины
анализировать
и
выявлять
человека, aHajl изируя peLleBylo ситуацию;
собственных эмоций;
регулировать способ выражения
оеознанно относиться к другому Человеку и его ]\4нению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, tle осуждая;
Ilроявлять открытость;
осо:]навать невозможность контролировать всё вокруг.
у
обучающегося будут сформированы следующие умения оовместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной
проблемы,
обосновыват,ь
необходимость
применения
групповых
форlv|
одействия при реше1,1 и и гIосl,а влеt l 1-1ой залач и.
lIринимать цеJIь совместной деяте:lьIlос],и, коJlлек,l,ивIlо с,гроиl,ь действия по её достижению:
распределять рOJIи, логовариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать м}Iения нескольких людей, проявлять готовность рукоВОДиТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ
поручения, подчиняться ;
в:за и м
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членамИ команды, учасl,вовать в l,руttповых формах работы (обсухtдения, обмен мнениями,
<