министЕрство просвЕIцЕния российской ошдЕрАции Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания Администрация Моздокского района МБОУ СОШ ЛЪ3 г.Моздока СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам. дирук7юра по УВР Руководитqь ЦIМО Н.П. Тотиева Приказ NploT к02> 09 2024 Э.А. Тебиева Протокол NЬlот к02> 09 2024 г, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета <Родной (осетинский) язык> для б классов основного общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Комаева А.А. учител ь осетинского язьlка и литературьl Моздок 2024г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССIЙСКОЙ ФЕДЕРЛIП{И МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСIТУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ МБоУ СоШI N93 РАБОЧЛЯ ПРОГРАММА учебного предмета <Осетинский язык (как второй)> для б класса основного общего образования на2425 учебный год Составиель: Комаева А.А. Учитель г. Моздок 2024 осетинQкого языка и литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАIIИСКА Курс обучения осетиНскомУ языку (как второму) в б кJIассе характеризуется личноотной подходов, ориентаIIией языкового образования, реализацией всех основных современных образования: деятельностного, парадигму входящих в лич1tостно ориентированI{ую коммуника,гивноl,о, социокуIIьтурFIоI,о / tlоrrикультурного (обеспечивающего диuLпог кульryр), Iеl-еttl,носl,ного, срелоориен,гиро BaIl но го полхолов, ttеловека, в том числе его coBpeMeHlttle общество требует разностороннего ра:]вития личности и позволяющих коммуl]икативных способностей, облегчающих вхо)I(дение в мировое сообщество ко м I в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой успешно функuионировать способной жить и большой ценностью провозглашают нttличие развитой, образованной личности, творить в условиях стремительно меняющегоая мира, [1оэтому значение владения несколькими языками, В том числе осетинским, трудно связанный не только с п"р"оцaп".r,ь. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически огромное иранской, но и оJIавяLt"пой, ро*u"ской и германской языковыми груI,]пами, сохранивший структурных понимание числе, том в облегчить, чер,l,, опособен ,.bn"u*a..uo общих для этих языков особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе. н€Lличием основная ступень школьного обучения осетинскому языку характоризуется в обучения нач€ L ла моменту к значительНых изменеНий в развИтии Ll]колЬников, так как у них Они о мире, уже основной школе существенно расширился кругозор и общее представление поликульryрности в общения средства как языка условиях значение и понимают роль и обладают современнOго мирir, владеют четырьмя осliовI,tыми видами речевой леятельности изучения осетинского учебными и общеучебtlыми умегlиями, 11g9(1хilдимыми для "п"ц"uпо,,оrми правилах о неко,горые:]нания Ilаl(огlили речевого поведения языка как учебгlого llредмета, aTaK)I(e на русском и осетинском языках. В основной школе },силивается роль принципов когнитивной направленности учебного приобретает процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение формирование учебно-исследовательских умений. в б классе совершенс.гвуIотся приобреr,енные paljee знания, навыки и умения, увеличивается практического объём используемых учащимися языковых и речевых средс,гв, улучшается качество владения осе.гинским языком, возрастаеl,отеIlень самостояl,ельности шкоJ]ьников и их творческой активности. ОБЩДЯ ХДРДКТЕРИСТИКД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КЖ второЙ)> того, на данном этапе обучения большое внимание уделяеl,ся осознанию и закреплению знаний, 5 классе в ч.го было усвоено в начатtьной школе и дальнейшему разl]и,Iиrо приобрет,енных умений и нtlвыков. ,t,рёх основ1-1ых с0l1ер)I(аl,ель1-1ых,IиLiии: Курс гrострOеIl на взаимодейс,гвии - I(оммуниКативные умения в основных видах ре.tевой деятельности, - языковые средства и навыки оперирования ими - социокультурные знаниrI и умения. ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия с носителями для их реаJIьноI,о общения на осетиIlском языке (устное и письменное общение языка) или ими,гировать 0бщение средствами рOлевой игры. В подготовке и проведении этих в 1,1o сl,епеl]ь и харак,гер участия мо[,ут быr-ь разными, и в 'ГОМ, 1111,1 он даёт учителю возмоI(ность lзаклtочае,I,ся особенносr-ь данного курса процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не IIpoeK.I.oB доJI)I(ны учаотвова-гь вOе учащиесrl, планировать учебно-воспитательный связывает его. Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника, Блоки выделяются в зависимост" о, оaпоuпого объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой так как их конкретное деятельFlости шкоJlьников. Однако деление на блоки достаточно условно, при иl]учении приобре,генные и знаllия использовать умения] содер)ItаI{ие лае1 I]озмо)I(ность (lакультативный всl,речается ма,гериалом с обя:зtt,ге.ltьным FIарялу прaдо,дущ"х тем, Вну.гри блоков (в виде аутентичных текстов ра:зных )I(aHpoB, разнообразных заданий), который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обуч9""оa,", ГIорядок следования блоков опредеJlяется содержанием материала, расположенного по мере усло)I(нения и необходимости В основной школе закрепления тех или иных навыков и знаний. начинает систематически использоваться аудирование с письменнOй фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умением. изучЕния Учшвного прЕдмЕтА (осЕтинскиЙ язык (кАк второЙ)) I{елями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего цЕ.Itи образования являются: - развитие и воспитание шкоJlьников средствами осетинского языка, в частности: понимание ва)I(нOоти изучеl]ия осетинсI(ог0 языкtl I(AK одног0 из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания и пtlтребносr,и пользоваться им как средством общения, познания) оаморе€IJIизации и ооциальной адаптаци и ; - создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как вая<ной составляющей коммуникативнсlй ком петенции; - воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национЕuIьного самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры. МВСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)> В УЧЕБНОМ плАнЕ В ооответотвии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет кОсетинский язык (как второй)> входит в предметную область кРодьtой язык и родная литература) и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета кОсетигtский язык (как второй)u в б классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме l 02 часа. б СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)) В клАссЕ Развитие речи. ffобрый день) школа! Поговорим об учёбе. Готовимся к уроку осетинского языка. Вопросы собеседнику о проведении летних каникул. Речевые клише для рассказа о летних каникулах. !иалог о летних каникулах. Презентация новой лексики по теме Грамматический материаJI. Повторение: значения падежей, падежные окончания; образование множественного числа существительных, Образование порядковых числительных. На уроке осетинского языка. Какие оценки получаем? Учитоль, я вас часто вспоминаю. Развитие речи. Текс,г кНre ног ахуыргенег> (кНаш новый учитель>). Описание внешности учительницы. Этикетныс фразы. Отметки в дневнике, Отрывок из стихотворения Г. I-\агараева <Мre ахуыргюнЕг> (кМой учитель>). Грамматический материал, Послелоги. Повторение: спряжение глагола в прошедшем времени Личные окончание переходных и непереходных глаголов" Как мы используем время? Какие книги мы читаем? Развитие речи. Распорядок дня ulкольника, Текст кТимуры боны сРютк> (кРеrlсим дня Тимура>). [иалог <Фембелд>) - встреча школьников в библиотеке. Беседа с библиотекарем. Презентация новой лексики по теме кЭтикетные фразы>. Грамматический материал. Употребление вводного слова зееь-ма (скажи-ка). Значение частиц. Образование прилагательных при помощи суффиксов. Говорим о Коста Хетагурове и его жизненном шути. Развитие речи. Высказывания школьников о подготовке к праздtiоваIlию дня роя(деFIия К. Хетагурова. Текст с -I'екс,г (кЛюбимый сын пропусками 01ворчестве I{. Хетагурова, нашего народa)). Отрывки из стихо"гворениЙ К. Хетагурова. Грамматический материал. способы выражения повеления, просьбы. Образование существительных при помощи суффиксов. Каким человеком был Коста? Осетинская лира)) - наша любимая книга. Развитие речи, Отрывки из с1ихотворений К. Хетагурова. Рисунки к стихотвореllиям Коста для детей, Щиалог школьников о поэте. Отрывок из рассказа Щ. Щжиоева <Ирон фюндыр> (кОсетинская лира>). ['рамматический материал. Глагольная приставка ны-. злравствуй, осень! Помощь детей в осенних работах. Природа осенью. Развитие речи. отрывок из стихотворения Я. Хозиева об оселtи. огtисание природы осенью. осень в саду и огороде. ПомоLць старшим. Текст кМыстулttt,> (кЛасr). Грам матический материал. ПЪслелоги, Повторение: побудительные предло)(ения. Способы выра)I(ения просьбы. Плодородная, богатая осень. Попрощаемся с осенью! Развитие речи. школьников об щиалог об осени в селе и в городе. Рассказ о сборе урожая фруктов. Высказывания о,гношении к осенней погоде. Грамматический материал. предлог азназ, форма существительного с предлогом сенсе (без). Повторение: слох(ные глаголы. СпряiIсение сло)t(ных глаголов в булущем времени. Что знаем и что умеем? Развитие речи, ПрезентацИя новоЙ лексикИ по теме. ТексТ кБалЦ ню рагфыдЮлт&м) (кПутешествие в прошлое>). Отрывок из доклада школьника. !,иалог кНа уроке истории). Грамматический материал. Фразеолсlгизмы заехх сЕ I-1& уромы, ц&с,г I,|е'хха9ссы (земltя терIlи,г, глаз не объемлеr,). Послелоги. Что мы узнали о наших предках? Ущелья Осетии. Военная крепость. Развитие речи. информачия об ущельях осетии, Рассказ школьника о Куртатинском ущелье. .щиалог о поездке в горы. Отрывок из стихотворения Б. Муртазова кФыдаелты месгуыте) (кfiревние башни>). Грамматический материал. Возвратные местои мен ия. горо/1. Горная архитеI{тура. Развитие речи. Рассказ учителя об архитектуре старинных башен. Старинные поселения в горах, !иалог о поездке в гоати к родственникам. Грамматический материал. Противительный предлог та, место в предложении. Отдохнём. Как проводили своё время знаменитые люди. Развитие речи, Инr.ересные факr,ы из )I(и:]|lи:]Fl?lменитttх rtrодей. Беседа l],lкоJlьников о хобби, отдыхе. Планы на выходные. Грамматический материал. противительный предлог та, место в предложении. Повторение: образование относительных прилагательных при помощи суффиксов. Спряжение тлагошусевын (быть). Ко всему надо относиться внимательно. Работа не терпит спешки. !ревний Развит,ие ре.tи. мини-тексты об особенностях ре)t(има рабоr,ы знамени,гых учёных. Отрывок из письма школьника другу. Текст кУазюгуаты ахуыргондмю> (кВ гостях у ученого>). Сuенарий клаOсного часа. Грамматический материал. Неопределённые местоимения чидсер, цыдсер (кто-то, что-то). Определённые местоимения. склонения определённых и неопределённых местоимений зимняя природа. Умеешь кататься на коньках? Песня снеговика, Развитие речи. повторение лексики по теме кзима>, описание зимней природы. Кроссворл по теме <зимо. стихотворение Г, Щагараева кзымrг> (кзимa>), Текст ккъахдзоныгътыл бырын зоныс?> (кУмеешь кататься на коньках?). Щиалог на катке, Грам матический материал. Употребление вопросительного слова куыд (как). Вопросительное слово севи (или). Повторение: неопределённые местоимения. Употребление союза ксенсе (или). Суровая зима. Развитие речи, Стихотворения о зиме. Сказка <Хъызт зым&г)) (<Суровая зимa>). Грамматический материал. Отрицательные наречия макуы (никогда), макЕд&м (никула). А.С. Пушкин на Кавказе. Развитие речи. Мини-тексты о гry/тешествии А.С. Пушкина на Кавказ. Грамматический материал. Повелительное накJIонение глагола, личные окончания глаголов. В мире рисования. Развитие речи. презентация новой лексики по теме. Информаuия о возможностях живописи. Мини-тексты о знаменитых осетинских художниках. ,щиатlог <на уроке рисования)>. Текст кв Третьяковской гаJIерее). Грамматический материал, Вопросительные предложения с частицей семсе (и), В плеtry у музыки, Развитие речи. Текст кМузыквйы уацары) (кВ плену у музыки>) (по Д. Кобалевскому). Щиалог кМузыкалон скъолайы> (<В музыкальной школе>). Мини-тексты о творчестве знаменитых композиторов, Грамматический материал. Вопросительные слова их употребление. Благодаря им мы защищены. Щень защитников Родины. Родина или смерть, Развитие речи. ПрезентацИя новоЙ лексикИ по теме. Текст о Щне защитников Родины, Письмо из армии. .Щиалог о 11одготовке к празднику. Грамматический материал. Вопросительные слова, сI(лонение существительных, падежные значения (повторение). моя любимая весна. Развитие речи. Обмен мнениями о погоде ранней весной. Рассказ о капризах марта. Высказывания о наступленИИ весны, изменениях в природе. Мини-тексты <Поэты о весне). fl,иалог о весенней природе, Грамматический материал. Порядковые числительные свыше двадцати, их образование. Название весенних месяцев. Развитие речи. ПрезентацИя новой лексики. Мини-тексты об осетинских названиях весенних месяцев, Отрывки из стихотворений о весне. Грамматический материал. Наречие. Праздник 8 Марта. Развитие речи. Отрывок из стихотворениJI Г, Чеджемова о матери. Презентация новой лексикИ. ТеКСТ К8-ЮМ Мартъи> (к8 Мартa>). Текст <Ню лreвюрfi& нЕ мадЕлт&н) (кНаши подарки мамам>). СценариЙ на повторение знакомого грамматического школьного праздника. Подстановочные упражнения материаJIа. Грамматический материал, Уподобительный п€tд9ж, его значения, Весеяние праздники. Развитие речи. о праздновании Иr+формачия о весенних праздниках, мини-тексты странах. школьников о весенl]их llраздниках в разных Грам мат,ически й материаl, 1 Мая, Высказывания Прилагательные с су(i(lиксам и, Жизнь красна трудом. о труде, трулолюбии, бюрюгбон> (кпразлник трулuo). Фразеологизмы Мини-тексты ёr"*оruор.ние А. Кайтмазова кФюллой> (кТруд>), истории, их май), апрель, (март, о названиях весенних месяцев Грамматический материал, Превосходная степень прилагательных, il}." u.ililХ;ы Герои Иристона. отечественной войне. поо.пu"пенных военачаJIьниках, Рассказ о Великой ветеранами, воспоминания ветеранов о войне, Встреча с Грамматический материал, склонение личных местоимении, солдат из дzшьнего похода, йо Д"о Победы. Воспоминания о войне, Вернулся ff;iж-хЁlо ЙЮ ЛаРЛ баЛЦСЙ> - защитниках Родины. Текст КДРuЫЛ СаЛДаТ Полилог I-1,агараеву), (<Вернулся солдат из дальнего походa>) (по М, i:X".H;ffo'l"n',u* осетии о подготовке к празднованию Дня Победы, Грамматический материал, Модальные слова, Осетинский язык. Связь языка и истории, тыххюй>> (<Что осетинского языка, Полилог кI-\ы зонrм ирон евзаджы ".rоо"" школьников о знаменитых учёныхзнаем об осетинском языке>). Отрывки из докJIадов ffiж-|;:Iо ос9тиноведах. Грамматический материал, Глагольные приставки. Всеволод Миллер об осетинском языке. Развитие речи. о знаменитом учёном, ,Щиалог Ин(lормачия об академике Вс,Ф, Миллере. Рассказ учителя о Вс.Ф, Миллере обсуяtден ие 0одер)кания рассказа В.И. Абаева Грам матический материал, Глагольная приставка. Он из отдельных камней построил башню, Развитие речи. Pu."n* y""r"n' 2 п rr Е^лл^ л..л,,_nrя rlo Отрывок из доклада ^ дбаева, о В.И. дбаеве. Мини-тексты о работах В.И. школьника о знаменитом учёном, Грамматический материм. Глагольные приотавки (повторение), ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫВ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РВЗУЛЪТАТЫ r В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне оСнОвнОгО ОбщегО образilвания у обу.rающегося будут сформированы следуlощие личностные результаты: I ) zpoжdat t ско?о воспumаil.uя: готовность к выполнению обязанностей гра"rкданина и реализации его прав, уважение прав, активное интересов других людеи, законных свобод и участие в жизни семьи, образовате:lьной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том l{исле в сопоставJlении с ситуациями, отралtёнными в литературных произведениях, написанных на осетинском языке; неприяl,ие любых c}lopM эr<стрем изма, диокрим и наци и ; понимание роли различных социальных институтов в )I(изни человека; об основных правах, свободах и обязанностях грallцанина, представление нормах и многоконсРессиональном Jlитературных произведений, отношении межJIичностных правилах и обществе, формируемое написанных l]a осетинском готовность в том языке; LIисле в социаJIьных поликультурном на основе примеров совместнои к деятельности, разнообразl-tой к взАимопониманию и взчiимопомощи, активI{ое участие в шKoJlblloM самоуправлении; из стремление готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, ну)I(дающимся в неЙ; волонтёрство); 2) паmр uоmuческоzо восп umан uя : осознание российской грФкданской в идентичности поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языкаJ к истории и кульryре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к дости)I(ениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым дости)I(ениям народа, в том числе отражённым в худо)кественных произведениях, уважение к и символам России, природLIому наследию и государственным праздникам, памятникам, традициям разных народов, историческому проживающих в родной стране; 3) iyxoB н о- н р авс mвенн ozo Boct7 uпlпн uя : ориентаLlия на моральные ценнос,I,и и нормы в ситуациях l]равс,гвенного выбора, готовность оценивать поведение, свое в том числе речевое, поступки, и а также поведение и посlупки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий посryпков; активное неприJIтие асоциальных поступков, свобода и индивидуального личности в ответственность условиях и общественного пространства; 4) эсmеmuческоzо воспumанuя: вооприимчивость I( разным видам исI(усOтва, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального во:lдейсr"вия искусства, осознание ва)Itности худо)кественно й кул ьтуры как средства ком муниl(ации и самовыра)I(ения ; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, к стремление самовырa)кению в разных видах искусства; 5) фtlзuческоzо воспumанuя, кульmурьl зdоровья формuрованuя u и эJуtо цuо н a"l ь l! о Z0 бл az rlсознание Llита,гельсttий о no",tJt ч uл : ценности опыт, )ltизни ответствен1-1ое с оllорой оl-ноlllение к на своему собственный здоровью л<изненный и уотановка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная (lизи.lеская активность); осознание последствий и неприятие вредных привыLIек (употребление aшкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья) соблюдение правил безопасности, в ,гом числе llравил безопасного поведения в иll,гернет-среде; способtlосr,ь адlап,гирова,гься к с,грессOвым ситуациям и меняющимся социzlJlьным, инсРормационным и приро,цным условиям, в 1-ом LIисле осмысJlяя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели] умение принимать себя и других, не осуждая; состояние умение осознавать своё эмоциональное и эмоциональное состояние Других, ИсПоЛЬЗоВаl.ЬаДекВаТНыеяЗыкоВыесреДсТВаДЛяВыра)кениЯсВоеГососТоЯния'ВТоМЧисле на осетинскOм языке, опираясь на примеры из литературных tlроизведений, написанных и такого }ке права сформированность ньвыков реф.гrексйи, признание своего права на ошибку другого человека] 6) пlpyloBoz0 вOсп umан url : llрактических задач (в рамках семьи, школы, установка на активное участие в решении инициировать, город;, края) технологической и социальной направленности, способность ПЛаНироВаТЬИсаМосТояТеЛЬНоВыПоЛняТЬТакоГороДаДеяТеЛЬНосТЬ; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на осНоВеПрИМенеНИяИЗУЧаеМоГоПреДМоТноГоЗНаНИяИоЗнакоМЛения о деятельностью dlилологов, журналистов, писателей, уважение к труду выбор результатам трудовой деятельности, осознанный и траьктьрии оьразовани и я яtизненных и планов построение индивидуальной с личных учётом и общественных интересов и потребностеЙ; на будущее; умение рассказать о своих планах 7) э колоz urtecкozo в о сп umаl l uя : наук для решения ориентация на применение знаний из области социzlJIьных и естественных поступков планирования среды, окруя(ающей области в задаLI выражать и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично свою,гочку зрения lja экологические Ilроблемы; характера повышение уровня экологической куль,гуры, осозLiаtIие гJlобального приносящих вред экологических проб;ем и путей их решения, активное неприятие действий, том числе сформированное при знакомстве окру)(ающей среде, в с литературными произведениями) поднимающими экологические проблемы, осознание своейи взаимосвязи природной, технологической роли как .р*дuпr"u и потребителя в условиях готовность срел, социальной в практической к участию направленносl,и; экологической деятельности В) ценносmu научноzо познанuя: об основных ориентация в деятельности на современную систему научных представлений природной и с человека закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях и читательской языковой социztльной средой, закономерностях развития языка, овладение навыками чтения как средства познания мира) овладение оQновными навыI(ами исследовательской деятельности, культурой, установка и на опыта, осмысление стремление совершенствовать пути наблюдений, дости)l(ения индивидуального и поступков коллективного благогlолучия. uзменяюIц\l,мся условuял, соцuаJ.ьноЙ 9) аdапmоцuч 0бучаюulе2oся к uпрuроdllойсреdьt: социаJlьных роле]й, норм и правил основнь яLпlllиlvlися социzLпьного соIIиапьного опыта, опыта. основных освоение обучаrощимися группах в а деятельности, профессионаJIьной по и сообществах, вклюtlая семью, группы, сформированные среды; культурноЙ таюке в рамках социального взаимодействия с JIюдьми из другой ОТКРЫТОСТЬ способность обучающихся к взаимодействию в условиях неОПРеДеЛёННОСТИ, опыту и,3наниям других; своеи способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень людей, компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться У других из опыта других; получать в совм9стной деятельности новые знания' навыки и компетенl\ии способноать формировать новые знания, навыК выявJlениЯ и связываниЯ образов, общественного поведения, форм социальной жизни способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах знаний и и явлеI,tиях, в том чисJlе ранее tIe известных, осоз1-1ава,гь лефицит собственных комIlетенций, п.ltанировать своё разви,l,иеl оперировать ocHoBI-1ы умен ие в области концепции усl,оЙчивого развития, общества и экономики, ми оценивать на окружающую среду, достижения целей последствий; представлениями и гlоня,гиrlми" терминами анarлизировать и выявлять в:]аимосвязь природы, свои деЙатвия с учётом и преодоления вызовов, возможных влияния глобальньtх способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их после/lствия, опираясь на )I(изненI{ый, речевой и чит,ательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий I(oHTpMep; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать И оценивать риски и последствия, срормировать опыт, уметь находить готовым действовать ситуации; быть сложившеися позитивное в. в отсутствие гарантий успеха. МВТАПРВДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЪТАТЫ у обучающегося будут сформированы следуюtt{ие базовые логиLIеские действия как часть познавател ьных универс€ul ьных учебных действий выявлять и характеризовать сущеOтвенные признаки языковых единиц, языковых явлений и : процессов; (явлений), устанавливать существенный признак классификации языковых единиц классифицировать анализа, проводимого критерии основания для обобщения и сравнения, языковые единицы по существенному признаI(у; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать I(ритерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте десЬициты информации, данных, необходимых для решеНия поставленноЙ учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых Процессов, Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозакJIючений по анЕUIогии, (iормулировать гипотезы о взаимосвязях; при задачи способ выбирать работе самостоятеJlьно учебной решения с разнымИ типамИ TeI(cToB, разнымИ единицамИ языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант С Учётом самостоятельно выделённых критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие ме)I(ду реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и ланноеl формировать гипOтезУ об истинности собственных су)кдений и суltдений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по связей и уста}Iовлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных информацию, и применимость на оценивать собой; достоверность ме)(ду iruu"a"*оarей объектов полуLIенную в ходе лингвиQтиLIеского исследования (эксперимента); самостоятельно срорrurулировать обобщения и выволы п0 ре,]ультатам проведённого наблкlдения, исследования, владеть инс,Iруменl,а]чlи оценки дос,говернос,ги полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и LD( последствия в анаJIогичFtых или сходных ситуациях, а,гак)I(е выдвигать предполо)кения об их развитиИ в новыХ условиях и контекстах. у обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информаuией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенFIой yrlgý,{.; задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информачии и усвоения необходимой инфоршlаuии с ltелью решения у,Iебных задаLI; обобЩения и сисТематизациИ информациИ использова,Iь смысJIовое ч,гение для извлечеttия, пос,гавлеI_1ных Ltелей] с из оllного иJlи HecKoJll)l(иx истоLlltиl<ов у,Iёr-t,lпл одну и ту х(е ИДеЮ, находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающио версию) в различных информационных источниках; информации (текст, самостоятельно вьбирать оптимальную форrу представления задачи несложными схемами, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые в зависимости от коммуникативной установки; диаграммами, иной .iuqr"noi; " "" по16"нациями или оценивать налё,rкность информачии по критериям, предложенным учителем с(lормул ироваFl н ы м самосl,оятеJl ьно; ,i,Pqr"nr" uno запо м и нать и систе ма,гизи ро ва,гь и H(lop маци ю, общения как часть обучающегося будут сформированы следуюutие умения коммуникативных универсальных учебных действий: ВосПрИнИМатьиформУЛироВатЬсУжДеНИя'ВыражаТЬЭМоциИВсоотВеТстВИи (свою точку зрения) в диаJIогах и дискуссиях, в с условиями и целями общения; выражать себя и в письме1-1ных текстах на осетинском языке; устной монологической речи значение социzlJIьных знаков; у раопознава', о п"u"iб-ьные средсТва общения, понимать и смягчать конфликты, вести знаl.ь И распознавать гIредпосЫrlки кtlн(l.rlИк,гI{ыХ си,гуаций пеоегOвоDыl к собеседнику и в понимать намерения других, проявлять уважительное отношение корректной форме формулировать свои возражения; обсуждаемой темы и выскzlзывать в ходе д"-о.u (л"Ъпу.ar") задавать вопросы по существу общения; идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности обнаруживать сопоставлять свои суждения с су)lцениями других уLIастников диалога, различие и сходство псlзиций; анализа, выполненного публично предс,гавлять результаты проведённого я:]ыI(овоl-о лингвистического эксперимента, исследования, проекта; презентации и особенностей самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели тексты с использованием аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные илл юстративl lого материала. как части уобучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизащии регулятивных уFlи tsерсал ьн ых учебных действий выявлять проблемы для решения в учебных и )l(изненных сиl,уациях; : ориентироваться в разлиLlных подходах к принятию решений принятие (индивидуальное, группой); решения в группе, принятие решения выбирать способ аJIгоритм решения задачи (или его часть), самостоятельно составлять имеющихся ресурсов и собственных возможностей, решения учебной задачи с учётом аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятеJlьно соOтавля.гь план деЙствиЙ, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делатЬ выбоР и братЬ oTBеTсTBеHHOCTь l]? решение, эмоционального обучающегося-будут сформированы следующие умения самоконтроля, действий: интеллекта, принятия себя и Других как части регулятивных универсальных учебных и самомотивации (в числе том речевого), владеть разными способами самоконтроля у рефлексии; и предлагать план её изменения; даваl.ь адекtsатную оценку учебной ситуации задачи, и предвилетЬ 1рудности, которые могу,г возниl(I]уть при решении учебной адапти ровать ре шlе н ие к м еня к) ttlи м ся обстоятел ьс-гвам ] понимать объяснять приLlины дос-гижения (нсдсlстиrксния) результата деятельности; их, давать оценку приобретённому приLIины Itоммуникативных неудач и yN4eTb предупреждать с целей и условий общения; речевому опыту ",,орр.п."роuurо.об"rвенную речь учётом общения; оценивать соотве,гствие результата цели и условиям и эмоциями других; собственными эмоциями развивать споообность управлять эмоций; понимать мотивы и намерения другого причины анализировать и выявлять человека, aHajl изируя peLleBylo ситуацию; собственных эмоций; регулировать способ выражения оеознанно относиться к другому Человеку и его ]\4нению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, tle осуждая; Ilроявлять открытость; осо:]навать невозможность контролировать всё вокруг. у обучающегося будут сформированы следующие умения оовместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновыват,ь необходимость применения групповых форlv| одействия при реше1,1 и и гIосl,а влеt l 1-1ой залач и. lIринимать цеJIь совместной деяте:lьIlос],и, коJlлек,l,ивIlо с,гроиl,ь действия по её достижению: распределять рOJIи, логовариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать м}Iения нескольких людей, проявлять готовность рукоВОДиТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ поручения, подчиняться ; в:за и м планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членамИ команды, учасl,вовать в l,руttповых формах работы (обсухtдения, обмен мнениями, <