МИНИСТЕРСТВ О ПР ОСВЕЩЕНИЯ РО ССИЙСК ОЙ ОШДЕРАЦИИ министерство образования и науки Республики Северная осетия - Алания Администрация Моздокского района МБоУ соШ ЛЬ3 г.Моздока СОГЛАСОВАНО Зам. директора по Приказ- Приказ NsloT к02> УТВЕРЖДЕНО УВР 09 2О24 Руководителв ШМО Э.А. Тебиева Протокол Л!lот к02> ^9 2024 г, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета <Родной (осетинский) язык>) для7 классов основного общего образования на 2024-2025 учебный год Составител ь: Комаева А.А. учитель осетинского языка и литературьl Моздок 2024г, содержание пояснительная записка. I]ели курса Общая характеристика курса. ... Место курса в у-,rебном плане. Требования к результЕIтам освоениrI содержания црограммы Основное содерхсание курса Предметное содержание речи виды речевой деятельности / Коммуникативные умения общеучебные умения и универсальные способы деятельности СпецИальные 1"rебные умения -языковые средства. -социокуIьтурные знаЕия и умения Краткая характеристика курса. Нормы оценки знаний, умений и навыков Тематическое планирование. 7 класс учебно-методическое и материаJIьно-техническое обеспечение 1"rебного предмета <<осетинский язык>> (как второй) пояснительная записка курс обучепия осетинскому язьку (как второму) в 7 классе характоризуется личностной языкового образования,реаJIизацией всЁх ос}Iовных совромеЕных подходов, входящих в ЛИЧНОСТНО ОРИеЕТИРОВаННУIО ПаРаДИГМУ ОбРаЗОВаНИЯ: ДеятельЕоотЕого, коммуЕикативного, СОЦИОКУIЬТУРНОГО / ПОЛИКУЛьТУрного (обеспечивающего диалог культур), компетент;;;;;;;;; , средоорИентированногО подходов, Современное общество требует личности человека, в том чиспе его коммуникативных способностей, рtвностороннего p""rr"j облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Принципы гуманизации и -цa""оar"о демократизации общества самой большой провозпIашают нalJIичие развитой, образованной личности, способной житi и творить уaоо"r"* стремительно меняющегося мира. " языками, ПоэтомУ значение владеЕия несколькими в том числе осетинским, трудно переоценить, один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с иранской, но и славянской, романской, aер*а"aкой языковыми группами, сохранивший огромное количество общих для этих языков *.рц .по"обен облег""r", r#,";;;;, понимание структурных особенностей друl,их индоевропейских языков, изгlаомых " в школе. обуT ение осетинскому языку (rсак вюроф в 7 krracce доJDкно обеспечивать цреемственность с подютовкОй утащихСя в 1-6 шIасс.lХ.. .ЩаннаЯ *уо.r" ,rу".й ;;;;;;;"* языка харакгеризуется нaпичиеМ значитеJIьньD( изменений в развитии цIкоJънико". Оrr, уже понимают роль и значени9 языка :r:ттlей - как средства общеfiия в условиях поликульт)рности современною мира, владеют чегьIрьмя основными видами речевой деятельности и оооuдuйii;;u;;"rrrми общеребными уIиениями, уlебкый" необходимыми ди и3)лrени,I осетинскою языка как прaдrоu, а также накопIФIи некOторые учебной знаниrI о правилах речевою поводония нарусском -pon' и осетинскоI\ll основноЙ школе усиливаеТa, "rrr*u*. принципоВ когнитивноЙ направленности уrебного " В процесса, дифференциации формирваниеуrебно-исследовательскихуплений. и индивидуализации обуrения, большое vvJlD значение приобретает -'J'v'Д"'l' основнаЯ школа явдяетсЯ важныМ звеном, которое соединяеТ все три ступени общего образования и обесп9чивает преемственность начальной и основной школы, основной школы и СТаРШеЙ ШКОЛЫ, На ЭТОЙ СТУПеНИ СОВершенствуются приобретённые ранее .-;;й-;;";;;; и умения, УВеЛИЧИВаеТСЯ ОбЪёМ ИСПОЛЬЗУеМых учащимися р.*."rr* качество практического владения осетинским языком, "з'йrr*Ъ во3растdет степень самостоятельности школьников и их творческой активности. й;;;;;;;;;" Щели курса изуrение осетиЕского языка в 7 классе в соответствии со стандартом направлено на достижение следуIощих целей: - развитие и,воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание важности из)чения осетиЕского языка как одного из государственных языков Респфлик; с;;;;;;; осетия-Аланияи потребности пользоваться'им оu*.рaд.rвом общения, познания, самореализации и социaльной адаптации; создание предпосылок для раilвития элементарных основ лингвистической компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции; - - воспитание качеств грtDкданина, патриота; развитие Еационального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми толерантного отношения к разных-сообществ, проявлениям иной культуры, л)чшео осознание своей собственной *yiir"yprr. Общая характеристика курса В основнОй среднеЙ школе можнО условнО выделитЬ два этапа обуlения: КJIаССЫ, 5-7 классы и 8-9 На ПеРВОМ ЭТаПе ПРидаётся больЙое ."u.r."r. по";ЙЪ;;;;ТЙrurrrо и закреплению тою, что былО усвоенО в начаJIьнОй шкопе, а также дальнейше"у рфrrr", п|rоОр.тёцньтх знанийо На втором этапе с)шIественную роль играет помощь )чащимся в их основное внимание ранее самоопределении, иеляетсЯ рtlзвитиЮ ценностfiЫх ориентаЦИй )лrащихся. курс мтя7 класса построен на взаимодействии трёх , комлrунuкаmuвные уменuя в основных видах основных содержательных линий: речевой д."raпrr6ar", - ж]btчoBble среёсmва и навьки оперированияими - соцuокульmурньrе знанuя u уменuя, В ходе работЫ над курсоМ rIащиесЯ выполняЮт задания, которые должны создавать условия дJUI их реальноZо обtценuя на осетинском языке (устное и письменное общение с носитaо"r" языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и-О"r." проведении этих ----- проектов должны yracтBoвtrTb все уIащиеся, но степень характ"р )пIастия,о"у. р**"rr". " й особенность данного курса закJIючаетa" том, что он даёт уrителю возможность планировать учебно-воспитательный процесa, " из своих потребностей, р9альных то есть не связывает его. ".*оЙ Рабочая процрамма продусматривает блочную структуру уrебника. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текс"о", формирующих виды речевой ДеЯТеЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОДНаКО ДеЛеНИе на блоки достаточно уaоо""о, nun ,* ?on*parroa содержанИе даеТ возможностЬ использовать 'u* знания и )^{ения, приобретенные при изrIении предыдуцих тем, Внугри бдоков наряду с обязательным магериалом встречается факультативный (в виде аугентичных текстов разных жанров, заданий ), который rIитель может разнообразных предложиТь уIащимся с более высоким уровнем обученности. ПорядоК следования блоков оrrЪiо'о"..о jл.-, РаСПОЛОЖеННОГО ПО МеРе Усложнения и необходимости."-о.JJJ;;Ж"ffi;Н::ТЖ:LТТЖаЛа' Место курса в учебном плане Настоящий курс реализуется в течение года. 34 ребные недели в 7 шlacce (l02 часа). образовательное уIрежденио осуществляет выбор форм организации деятельности, а также режим учебной И внеу-.rебной дЪ"телi*оar". уrебно -познавательной требования к результатам освоения содержания программы по языку для 7 класса личностные результr*'"пскому д}ховЕо-нравственное развитие и воспитаЕи" обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравствеЕных о установок, национальных ценностей; совершенствование коммуrrикативной и общей речевой культуры, а также приобретенных осетиноязычных коммуникативных в говорении, умений ауцированци, чтении, письменной речи и языковых навыков; . суЩественfiое расширенИе лексичеокого запаса и лингвистического щругозора; достижение допорогового уровня осетиноязычной коммуникативной компотенции; о,ознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами осетинского языка; : ' '- более глубокое осознание культуры своего народа представителей других стран; ' и готовность к ознакомлению с ней осознание себя гражданином своей страЕы и мира; ' Метапредметные рвультаты uо,п,n"uние российской гражданской идентичности: пагриOтизма, любви и уважен}ш к Огечеству, чрства юрдости за свою Родtну, прошпое насюящее лпtrrокiпационttльногo ц народа России; ОСОЗЕ'lНИе СВОеЙ ЭТrrИЧеСКОй ПРИНаДIеЖНости, знание истории, чдIьт)aры, языка своего народа своею крФI, основ Iýдьцrрною наслод{я народов России о_ Ot : " ".оо".йaоч; формирование целостного мирово3зрения, соответствуtощего современному рtlзвитию науки и общественной практики' у"rrrr"urщaaо социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; Qормирование осознанного, уважительногО и доброЖелательного отношения к другому ЧеЛОВеКУ' еГО МНеНИЮ' МИРОВОЗ3РОНИЮ, K)OIЬTYPO, ЯЗЫКУ, ГРаЖДаНСкой позиции; к.. истории, кульч/ре, религии,, традициям, языкам, ценностям народов РЬссии , ,upooo" *;о;:' Предметные результаты з в коммуникативной сфере: комл,унuкаrпшвная к(уппеmенцая вьлпускнuков (то ость владеЕие осетинским языком как средствоМ общения), включаюЩая компетенцию речевуrо в следующих видах речевой деятельности: еоворенuu: уп{ение начинать, вести/поддерживать и заканчивать рil}личные виды диалогов в стандартньж ситуациях общепия, соблюдая нормы речевого этикета, при Йеобходимости переспрашивая, угочняя; уп{еЕие расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, a;ё" мнение, просьбу, отвечатЬ на предлОжение собеседнИ*ч.о.оua"ем/отказом, "й**rr"u" на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; )частие в полилоге, свободной беседе, обсуждении; расскtв о себе, своей семье, ДруJьях, своих интересах и ппанах на будущее; сообщение кратких сведенийъ своем городе/селъ, о своей республике и стране; описание событиil/явлениft, )aмение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/усл"r*ur-rБrУ, Давать крtпкую характеристику персонажей; ffi*a" ауduрованuu: восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников; восприятие на слр( и понимание основного содержания кратких, несложных аугентичных прагматических ауцио- и видоотекстов (прогноз погоды, объявление, программа теле- и радиопередачи И ДР,), умеНие выделЯть дпЯ Ъебя знаЧимуЮ информаЦию ПИсьменно фиксировать еre; ' - ----Т-r"-"З и при : необходимоQти восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аугентичных а)дио- и видеотекстов, относящихся к коммуникативным разным типам речи (описuл""i aооОщ.п"./рассказ). умение определять тему,текста, выделять гJIавные в факты тексте, опуская второстепенные; чmенuu: ] чтение аугентичных текстов рa}зных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания; чтение несложных аугентичньж текстов раi}ных жанров с полным и точным пониманиом и с использованием р,цlличцых при@мов смысловой переработ*",aoaru (языковой догадки, анапиза, выборочного перевода), умение оценивать полrlенн}4оинформацrr, чтение текста с выборочfiым пониманием нукной ""rрu",ur";;;ы;;;; ,о. vrД ll!:twuРмации информации ПuСЬменноЙ речu: ""r.р.Ьуrщ.t заполнение анкет; написание поздравлений, личньD( писем с опорой на образец: уIиение расспрашивать адресата о его жизНи и делах, сообщатЬ то же о себе, выражатЬ благодарНой речевого этикета, принятые в Осетии; "рЪ.ьбу, употребляя формулы составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности; распознавание и употребление в речи осцовIIых морфоломческих форм и синтаксических конструкций осетинского языка; Основное содержание курса Преdмеmно е соdерuсанuе р еча t Межличностные a В"оы отдыха, пугешествия. Молодёжная мода, покупки. a Здоровый образ жизни: режим триа и отдьгха, спорт. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые продметы ' ' о . со сворстниками. Досуг и увпечения (чтение, кино, т9атр, музей, музщка). ' a в семье, Внешность и характеристика человека. a a взаимоотношения переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года. Мир профессий. Проблемы выбора проQессии. и отношение к ним. Пробломы экологии. Защита окружающей среды. климац погода. Условия проживания в городской/сельской местности. массовой информации и комм}чикации (пресса, телевидение, радио, Интернет). !о*ства родная республика, родная страна, мир: географическоо положоfiие, купьтурные особенности (национальные праздники, зпаменательные даты, традиции, обычаи), столицы и крупные города, ДОСТОПРИМеЧаТеЛЬНОСТИ, СТРаНИЦЫ ИСТОРИИ, ВilДаЮЩИеСя люди, их вкJIад в науку и мировую культуру. Ваdы речевой , Ачдирование dеяпельносmu/ Коммун.rкаrпавные уменuя [а,тlьнейшее ршвитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аугентичньж их содоржание (о понимани.1,a о.rо"rо.,oЪ;й*ания, с выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слу( текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. жанры текстов: прагматические, публицистические, на}чно-популярные, х)дожественные. Коммуникативные типы текстов: сообщение, интервью, личное расск€lз, письмо, стихотворения, песни. содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам r{ащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. ТеКСТОВ С РаЗНОЙ ГЛУбИНОй ПРОЕИКНОВеНия в ия осуществляется на аутентичных ,JJLvL осотинского народа и других народов нашей страны. Время зв)лания тексюв для ащирования lrlrвtm /< о .,- \ минуг (5-9 кл.). J yDl - до z АуциDование с выбоDочным. понимением нужной или интерес}.юцей инфооruч"" пpeДпoлaгaeтyIиeниeBЬIдeлитьнеoбxoдимyюИЛИ'"'.P..o*ИЛИ характера, Ж#:#:Т*:1Т::}:::::::tiYчr::_.т".о аиирования до 1,5 минугы. зв)пIаниЯ текстоВ для опуская избыточную информацию. время ия осуществляется на несложных аугентичных /r\v r vyvv Н:Н""'Т"_"ТlТllY":11,,Т1l_r1"1_Y:Y: которых осуществляется с опорой на языковую догадку, ВремЯ Зв)л{аниЯ текстоВ для аииРованиЯ - до 1 *""y."i говорение (5-9 кл.). ,Щuалоzuческая речь Умение вести диЕtлоги этикетного харакгера, диалог-расспрос, побуждение к диЕл"лог действию, диалог обмен мнениями *ой""riо"чrrrra ди€шоги. Осуществляется дальнейшее " совершенствование диало_гической речи при бопее iup"**""oм содержании иболее разнообразном языковоМ оформленИи. объёМ диtlлога: 3-4реплшк" aо каждого- JуIащегося l "rороны --Монолоzuческсut речь - Дальнейшее р{}звитие И использованием основных совершенствованио связньD( высказываний уIащихся с коммуникативных типов описание, сообщениеl речи: рассказ (включающий эмоционitльно-оценочное._суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст или iаданную коммуникативную ситуацию, объем монологического выскrtзывания: 8-10 фраз. Чmенuе умение читать и понимать аугентичные тексты с р€lзличной глубиной и точностью проникнов9ция в их содержание (в 3ависимости от вида чтепия): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с попным пониманиом содержания (изуlающее чтение); с ВЫбОРОЧНЫМ ПОНИМаНИеМ НРКНоiцилпинтересуIощей инфор"ччrrGЁо.rоrроЪо.zrrоr;;;"; чтение). жанрьt mексrпов: fiаrlно-популярныь, пубпrцrarические, хиожественные, прагматические. Тuпьl mексmо6" статья, ,"aaр""ю, рuaa*й, стихотворение, песня, объявление, рецепц письмо. СодержанИе текстоВ должнО соответствовать возрастным особенностям и )лащихся, иметь образовательную и воспитательЕую ценность, воздействовать "nrapaauon Еа эмоцион.льную сферу учащихся. использование двуязычного словаря. #:::"-:.:r::::1j:_:]:111возможно vllДrvД.ЛrДvУr Uvr1ut'нul'() СОДеРЖаНИЯ осУществляется на несложных аугентичных ;;:Ж#,JЧi,1."#::Тiл:"J::::Y.: .:*oY:11"* iод.р*u,,r", включающего основные факты, п9респрашивать, просить повторить, угочняя зЕачецие незнакомых слов; в качестве опоры при порождении собственных выскtlзываний ключевые слова, план к тексту, словарь и т д.i прогнозировать содержание текста на осново заголовка, предваритольно поставленных вопросов; использовать j догадываТься о значении незнакомьrх слов по коЕтексту; догадываться о значеЕии незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике; использоВать сиЕонимы, антонимы, описания понятr" ,rр' Дефиците языковых сРеДств. 9бщ.у"ебные умения и универсальные способы деятельности l fl ' wДUlrvv и совершенствуются уI![ения: работатЬ с инфорМацией: сокращение, расширение устной и письменной Формируются создание второго текста по аналогии, заполноние iаблиц; работатЬ с проспУшанныМ и информации, письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запр4IIIиваемой или нркцой информации, извлечение полной и точной информац irr'- --' РабОТаТЬ С ИСТОЧНИКаМи: литер*уроЙ, .о словарями на осетинском языке; .прu"о";;;Й;;;;;;;, 1"rебно-исследователъская работа, проектная деятельность: выбор темы ИССЛ9.ЩОВОНИЯ; составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюл"";;, ;;;й""ание} интервьюИрование), анаJIиз пол)чеЕных данных и их интер"й;u;r, рuзрuбоr*а кр.}ткосрочного проекта и его устная презентация с аргуI\{ентациейо ответы на вопросы по проекту; самостоятельная работа }цащихся, связацная с рациональной оргапизацией своего труда в классе и дома и способствующая самостоятельному изrIению осетиЕского языка и культ}aры осетии. Специальные учебные умеция Формируются и совершенствуются уп(ения : находить кпючевые слова и социокультурные реапии при работе с текстом; семантизировать слова на осIIове языковой догадки; о суще ствлять словообразовательный анализ слов ; выборочно использовать перевод; попьзоваться двуязычными словарями; rIаствовать в проектной деятельно сти межпредметного характера. Языковые средства их Графuка, орфоzрафuя Правила чтения и написаЕия новых слов, Отобранных для данного этапа обуrения, и навыки применения В рамках J из}чаемого лексико-грамматического --------, ' материала. образование множественного числа существительных (корень+т; группа согласных*ы*т t (чередование гласной корня); сонорные*тг; к/i+ы+т; г/дж*ы*т; - Ыгfг; изменения в корне); _ правопиСание пIагОлов В пошедшем времени (с суффиксами съ с основой на ъ _ правописание кратких -вд, -ьд); местоим9ний (ын/йын, аййам, ы.ш/йьф; Фонеrпuческсш сrпор она речu *Ь; РаЗЛИЧеНИе На СЛУХ ВСеХ ЗВУКОВ осетинского языка и адекватное их произношение, соблюдение правильного цареЕия в словах и фразах. Членение предложен ий на смысловые группы, Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Щальнейшее совершенствование слухопроизЕосительных навыков, в том чиспе и применительно языковому материалу. Л ексuч ес кая сrпор к он ар новому ечu Лексические одиницы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределаХ тематикИ основноЙ среднеЙ и полной средней школы, в объвме 1000 единич (включая 400 усвоеннБIх в начаJIьной школе). словосочетания, оценочную лексику, реплики- отриIIательцые местоимениЯ нllчll, нuцы; иХ местО в предлоЖении; склонение местоимениЙ; падежные значения, место в предложении. Наречие: местоимеНные нареЧия уым, уаО, ybtpdBM, уьlрdьl?ей, ам, арdам, арdьtеай; наречия на -ау; отрицательныо местоимонные наречия HuKybl,HuKBd,- нuкаdам; их знач9 ния и место в предложении; Глагол: сложная форма гJIагола (чюугю канын), личные окончания глагодов в бупущем ВреМени, образование формьт прошеДшего времеЕи, причастия ца -д, _ц сц -ыд, -dд, вспомогательныЙ глагол (уФвын)) в прошедшем времени, вспомогательный глагол <<всййын>, глагольные приставки (а-: ба-, ра-, вр-, юрба-, a-, нrr-, фre-), и их значения; пIаголы со значением многокрt}тного действия (фreцreрl); глаголы со значениеМ незавершенного действия (ф"ц;u;;;;;;; причастиЯ настоящеГо временИ Еа -аЦ -@г; причастия бупуЩего Ърara", с суф. -инац их значения, существительным; деепричастия употребление .уфqr*rо* -.*П*1 Спряжение гJIагола в желательном накIIонении (настоящео вромя, прошедшее вiемя); значения, выражаемые глаголом; спряжение глагопа в условном наклонении; значения, выражаемые глаголом; Предлог: reню Послелоги: тыххюй; бын, раз, гЕсг&, фестс, сар, бreрu (рlйбreрц), руаджы, йеддемre, Ехс&н, хФст@ц хуыз&н, уreлдай, мидФц онц Фрдем, фвстсмс, л*рr""r'Союзы: G,]v,@ в вопросительном предложении в значепии ((а> (вмВ ды та?); разделительные СОЮЗЫ : К8Н&' КУЫ-КУЫ, КФНФ-К&НФ; ЗНаЧОНИЯ СОЮЗОВ, МеСТО В цредложении; фала,;;. частицы: частица -иу (многократность действия: ацыди-иу), побуждение к действию в будуще* (ацу-иу); частица -ма (ylayaйiura), значение, м9сто в предложении; мGна, цей, цай Gмв, cyaHz, GцаZ, расrп зееъеейа,, Jсъы?а1Gн, GнGменl, uy dзьlрdей;- отрицательные частицы на, нема, нал, ма; хъуалrG. Модальные слова: фенды, хъЕуы; значония, особенности употребле}Iия с существительными и местоимениями. сuнrпаксuс Простые двусоставные предложеция угвордительЕыо: составное имеЕное скщ}уемое с глаголоМ (уФвын> в настояЩем времеНи (reЗ дФн); местО вспомогатепьного глагола в предложении; составное именное сказуемое с глаголом nya"rrru В будущем uparar"; место вспомогательного глагола в предлоЖеЕии; дополнеfiИя сущеСтвительнЫе в косвеНных падежах; значения падежей; дополЕония - Краткие И Полные Местоимения; склонение местоимений; опредеоaпrra-прrпчauraп"rоa, место в предложении (перед определяемым словом), особенности'употребления 1r"raM"""aru" с . форма); обстоятельства: сущоствительfiое в родительном падеже, существительное l уподобитепьномпадеже. в Простые двусостаВные предложения отрицательные: отрицательные частицы (fiФ)), ((нЕма)), их значения и место в предложении; вцражение возможности/невозможности действия: пIагол с суф.-ан* пс/най (звzъвн llc, з@?ъ@н нвй). Паостые двусостаВные пр9дЛожения вопросительные со сказуемым-глаголом в изъяRительном НаКПОНеНИИ: ВОПРОСИТеЛЬНЫе СЛОВа ЧИ? Кем? кreд? ЦЫ? квдам? кreцreйr,l|дjЙ;,',,"i"rЬz l' чwД' Д{Фv' Чq,lYД ,r*и тьжхreй?; место вопросительного слова в продложении; ' союз @вч ПОбlЦИТеЛЬНЫе ПРеДЛОЖеНИЯ: СКДlуемые - простые глаголы в повелительном накпонении; сквуемые- сложцые глаголы в повелительном наклонении. Простые двусоставные и односоставные предложения со ДJДwД vJДvtvl в - - сказуемым-пIаголом -----J D AvJlcl желательном (GаJI)); накJIонении (белпuццае зdахreн). Простые двусоставные и односоставные предложения со ск€вуемым-глаголом в условном наклоненип (6аdзьлрOон зё вхвн). СпособЫ выраженИя побуждения К действиЮ 3 лица: l) повелительное наклонени е:2) уадз ФмФ*глагол в условном наклонении (цreуа, цreуой) простые двусоставные и односоставные предложения с однородными члонами: соединительные союзы: &м@, ДЕР, дер-д@р, н@дЕР недеРi значения союзов, место в предложении; ' Сложносочиненные предложения с соединительЕыми отношениями (ооюзы), особенности - внуцри второго простого Сложносочиненные предложениJI с противительными отношениrIми (союзы), особенности словопорЯдка предложения). (вмВ и ДР, союзЫ междУ простыми предложенцями, rпа с разделительными отношениями (союзы), особенности словопорядка. сложноподчиненные предложения | с придаточным времени (крr-уreд); с придаточным места (кreм - уым); с придатоЧным изъяСчительныМ(кreй - рrй); . пр"дЬЪ"ным определительным (чи уыцьD; с придаточным цели (цамюй_ )ымЕн, рlй тЙхай **Ё); с придаточным причины (кай рlй тыххСй; рrмreН амв); с придатоЧным уступки (кад - у@ддФр); с- придЕIточным образа АvДДvДg'v': --r-'Ё"v ДД'Цrvr vvУФq действия (афТа-ЦЫма,, крIд - афтre); с придаточным условньrм 1iюд'_Й):" сложносочиненные предложения - _Сочиокультурные знания и умения Учащиеся совершенствуIот свои р(ения осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о нациоЕал""Ъ-оуп"rурнЪх особонноOтях овоой республики, региона и страЕы, ПОЛ)пIенные на уроках осетинского языка и в процессе изучения других предмотов (знания межпредметного характера). они овладевают знаниями: ' , о месте осетинского языка среди Других языков мира; о наиболее употребительноЙ тематической , том (традиции, питание, проведении выходных фоновой лексике и реалиях при изr{ении улtебных дней, основные национальныо прtlздники, этикетные особенности и др.); о ' о социок}ШьтурноМ портрете и культурном наследии Осетии; О рtвличияХ в речевоМ этикете рамках изуIаемых предметов речи. в ситуациях формального и неформального общения в адекватного речевог0 и норечевого поведения в распрострацФнЕых д "----ребно-трудовой, социокультурной/межкультурной сфер оОЙ.r""; ' ситуациях бытовой, представления родной республики и ее культуры на осетинском языке. Краткая характеристика курса Представленный к)рс составлен на -o.ro"j основополагающих докуNIентов современного российского образо"ан"": федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденЕого Миниоiер.ruо* науки Ъбр*о"ания РФ 17 декабря 2010 п, прикtв Ng1897 (в редакции от 29.12.201ar:l " федерального государственного образовательного стандарта среднегообцего образования, угвержденного Министер.r"о* науки и обрйованиярФ 17 МаЯ2012 Ц ПРИКtВ М,413 (С изменениямина29 июня 2017 r.),уЙ;Ййпроцрамме по осетинскому языку (как второму) для основного общею образования. ЭЪо ,i"u**""o обеспечивает полное соответстВие целеЙ и задаЧ ки)са, тематики и обуrения требованиям результатов Д ф.оaр*r""r" Т--- документов. Главные цели курса для 7 класса соответствуют цеJUIм, зафиксированным основного общего образования " "r""дrрru* формирование и развитие коммуникати"rой *о*петенции у"чщr*." в совокупности еФ составJUIющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной Й учебнопознавательной,]особый акцент делается на личностном , раa}витии и воспитании }чащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных действий, владении *ilora""r*" учебных компетенЦиями' а также на ра:}витиИ и воспитаниИ потребностИ школьников пользоваться осетинским языком как средством общения, позна"r", aurоръ*raччr" и социirльной адаптации; рtввитии национ€lльного самосо_знания, стремлении к взаимопониманию между людьми рttзных культур и сообществ. fIредлагаемый курс предн.}значен для уIащихся 7 класса общеобразовательных уrрежлений. программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативнокогнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. При создании процРаммЫ уIIитываJIИсь и псиХологичесКие особенности данЕIоЙ возрастной группЫ учащихся. Это нашЛо отражение в выборе текстов, форме ,uдu"rfl-методиче ском аппарате. ""о*'рчботы, нормы оцЕнки 3нАний, умЕний, нАвыкоВ учАlцихся по осЕтинскому языку Аудирование отметка <<5>r ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для ках{цого класса. отметка <<4> ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для кацдого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияюtцих на понимание содержания услышанного в целом. отметка <<3rr ставится в том случае, если коммуникативная задача рещена и при 9том обучающиеся полностью поняли только основной смысл речи, соответствующей программным требованиям для кацдого класса. отметка к2> ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла речи, соответствующей программным требованиям для ках(цого класса. ' Говорение отметка <<5> ставится в том случае, если общение осушествилось, высказывания обучаюtцихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормаМ осетинского языка в пределах программных требований для данного класса, отметкаставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучаюlлихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили Ъвои мысли на осетинском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса. отметка t<3> ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихсi соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучаюшiиеся выразили свои мысли на осетинском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, поiять содержание сказанного. отметка <<2> ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответстВовалИ поставленНой коммунИкативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный ма_ териал и выразили свои мысли на осетинском языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного Чтение отметка <<5>r ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при отом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса. отметка ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихсЯ в основном соответствует программным требованиям для данного класса. отметка <<2> ставится в_том случае, если коммуникативная задача не реrлена, обучающиеся не поняли прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающйхся'соответствовало про- граммным требованиям для данного класса ': Оценивание письменной речи учаlцихся оценка к5> Коммуникативная 3адача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное и3ложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической свя3и между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого 3апаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм осетинского языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти 11Б, орбБri"Й . 9 ческих ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста. оценка к4>коммуникативная 3адача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящиХ за базовыЙ уровень, препятствУют пониманию. Мйсли изложены в основном логично. ýопустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логичеСКОЙ С_ВЯЗИ Ме}qЦУ ОТДеЛЬНЫМИ частями текста или в форматё письма. учащийся ,iпопr.ЬЪ.i дЬЪr"rоr_ ный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов йли оrраrиченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм осетинского языка, В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствуюших пониманию текста, !опустимо несколько орфографических оtлибок, которые не затрудняют понимание текста оценка к3> Коммуникативная 3адача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мыслiа не всегда и3ложены логично. ffеление текста на аб3аць1 недостаточно последовательно или вообщ. оr.р.r.у"r. ошибкИ в использЬваниисреДств передачи поrrrЬ.*ой Ь.ra, между отдельными частями текста. Много ошибок в формьте письма. Учаrлийся использовал ограниченный зьпас сло", не всегда соблюдая нормы осетинского я3ыка. В работе либо часто встречаются грамматические оцrибкй элемеriарrо.йъ", я) либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфогРафические и пунктуаЦионные, некоторые из них могл приводить к непониманию текста оценка <<2> Коммуникативная 3адача не решена. Отсрствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логическоЙ свя3и между частями текста. Фо!мат письма не соблюдается. учащийся не смог правильно использовать свой лексицеский запас своих мыслей или не дп" обладаеТ необходиМым запасоМ слов. ГраМматические правила не "",j"*ения Правила орфографии соблюдаются. и пунктуации не соблюдаются. 1, 3а письменные работЫ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов: Виды работ Эценка к3> Эценка к4> )ценка к5> Контрольные работы Эт 50% до 69% )т70% до g0% Эт 9,1% до ,l00% Эт 60% до )т 75% до g4% Эт 95% до 100% Самостоятельные рабо- ты, словарные диктанть] 74О/о 2,Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям: (СОбЛЮДеНИе ОбЪеМа Работы, соответствие Teмel отражены ли все :l_Сл!ryРТЗНИе в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на указанные соотв"rarфйщ", уровне, соблюдение норм вех<лtивости). П Р И Н ЕУДО ВЛ ЕТВ,ОfИIЕlЦ _О! 9 ЦЕ 15_Е_3ПС.9ДЕ РЖАн и Е ocTAл ЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЁЛЬНУЮ ОЦЕНКУ; ь н ы Е кр итЕ р ии нЕо цЕни вд_ б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующеМ уровне, соблюденИе формата высказывания и тёкста на абзацы); деление в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); г) Грамматика (использование разнообразн_ых грамматических конструкций в соответствии 9v!v!9']'l vс llvvl 'Гl"Т"-' поставленной задачей и требованиям данноrо года обучения "a",Kyj;- д) Орфография и пунктуация (отсугствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит,о"*", ,БпроЪЙrБпrн'И ИЛИ ВОСКЛИЦаТеЛЬНЫй ЗНаК, а Таý(е СОблюдение основных правил расстановк, ."n"iiЙi ниже прилагается тематичоское планирование <Осетинский язык (как второй). 7 класс)) для 7 класса по уlебнику Учебно,МетодичесКое и материально-техническое обеспечение учебного предмета <<осdтинск"п пзir*о (как второй) Федеральн",о.о.r?у ":"yy"{:;;#;:#::::i"!{#!!r"' Учебнuк: Бuбаева м.в. оо""iuri*uй язьlк (как вmорой)ll , *;";";;;щего 7 класс. Примерная программа по осетиЕскому.языку (как второму) Книга для уIителя к УМК поr.r"r"*ий язь:к (как второй)r> для 7 клас класса са Электронный у.rебни* образования. uo.."rr;;;** ;; ) :}:::"{ :у Н: ! {vл"й*.р;;;умкпо.й'.опi;хх'llъiТfi:В jТ;;Ж:." осетинско-русские и русско-о.й"a*". словари интеракти,"*^"{"7(3::Ж;tr:iЖr::{#f *чоборуdованuекабuнеmа Ноугбук Мультимедийный проектор ffiЬН#ii:}Н:Ж;;;Н.#r"# Г -' #ЁТ;; уrительский с тумбой _Стол Ученические столы 2-м"""н"ra с комплектом стульев крепления таблиц, плакатов и картинок