Рабочая программа 2024-2025 родной язык 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
(далее соответственно – программа по родному языку (русскому), родной язык (русский)включаетпояснительнуюзаписку,содержание
обучения,планируемые результаты освоения программы по родному языку (русскому).
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родного языка (русского), место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному языку (русскому) включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа по родному языку (русскому) на уровне среднего общего образованияразработанасцельюоказанияметодическойпомощиучителюв
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в российском образовании и активные методики
обучения.
Программапородномуязыку(русскому)позволитучителю:
реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС СОО;
определитьиструктурироватьпланируемыерезультатыобучения и содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне среднего
общего образования по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя предложенные основные виды
учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностейпреподаваниякурсародногорусскогоязыканауровнесреднего
общегообразования.
Программапородномуязыку(русскому)разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы по
родному языку (русскому) ориентировано на сопровождение и поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех образовательных
организациях Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения федеральной образовательной программы среднего общего
образования по родному языку (русскому), заданных ФГОС СОО для базового уровня.
В то же время программа по родному языку (русскому) в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеет определённые
особенности. Родной язык (русский) дополняет содержание курса «Русский язык» в аспектах, связанных с отражением в русском языке культуры,
истории русского народа и других народов России, с совершенствованием культуры речи и текстовой деятельности обучающихся. Предметные
результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» отличаются от предметных результатов по другим родным языкам народов
Российской Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы системного устройства языка и письменного
оформления речи.
Изучениепредмета«Роднойязык(русский)»играетважнуюроль
вреализацииосновныхцелевыхустановоксреднегообщегообразования:
встановленииосновгражданскойидентичностиимировоззрения,духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, формировании
способности к организации своей деятельности.
В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «общероссийская
гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России. Современное российское
2

общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка,
исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие
принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую
российскую культуру».
Государственнаяподдержкаэтнокультурногоиязыковогомногообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и
других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества,
– один из важнейших принципов национальной политики Российской Федерации.
В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком не только функций государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как языка национального, являющегося основой сохранения русской и
общероссийской культуры.
Системообразующей доминантной содержания курса родного языка (русского) на уровне среднего общего образования, как и на предыдущих
уровнях образования, является идея изучения родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В
соответствии сэтим содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» имеет следующие особенности:
внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам социолингвистического и культурологического характера –
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом;
направленностьнаформированиепредставленийорусскомязыкекак живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы
русскоголитературного словоупотребления);
ориентированность во всех содержательных блоках учебного предмета прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой
картины мира
иконцептосферырусскогонарода,особенностейрусскогоменталитета и морально-нравственных ценностей.
Содержание программы родного языка (русского) опирается насодержание программы русского языка, представленного в предметной области
«Русскийязыкилитература»,сопровождаетиподдерживаетего.
Основные содержательные линии программы по родному языку(русскому) (блоки программы) соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка, но не дублируют их.
Первая содержательная линия «Язык и культура» представлена в программе по родному языку (русскому) темами, связанными с
особенностями русскойязыковойкартинымираиотражениявнейменталитетарусского народа, основными типами национально-специфической лексики
русскогоязыка, активнымипроцессамииновыми тенденциямивразвитиирусского языка новейшего периода, особенностями и разновидностями
письменной речи начала
XXI в. в современной цифровой (виртуальной) коммуникации, словарями русского языка как своеобразными источниками сведений об истории и
традиционной культуре народа.
Вторая содержательная линия «Культура речи», раскрывающая проблемы современнойречевойкультуры,нацеленанаформированиеу
обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, развитие способности обучающихся
ориентироваться в современной речевой среде с учётом требований экологии языка и повышение их речевой культуры, на формирование
представлений о культуре речи как компоненте национальной культуры, о вариантах языковой нормы.
Третья содержательная линия «Речь. Речевая деятельность. Текст» нацелена на формирование осознанного отношения к тексту как средству
передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа, культурной связи поколений. В разделе предусмотрено освоение приёмовработы
с традиционными линейными текстами, ознакомление с приёмами оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с современными
информационно-справочными ресурсами, электронными базами, пространством блогосферы.
3

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РУССКИЙЯЗЫК»
Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности
к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее, представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как
основе российского общества, воспитание культуры межнационального общения;
воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной
ценности, а через него–кроднойкультуре,ответственностизаязыковуюкультурукак национальноедостояние;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных
российских
духовно-нравственныхценностей;
расширение представлений о родном языке как базе общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих
стереотипов, знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и национального мировосприятия, истории говорящего на
нём народа, об актуальных процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода, о русском литературном языке как высшей
форме национального языка, о вариативности нормы, типах речевой культуры, стилистической норме русского языка, о тексте как средстве хранения
ипередачи культурных ценностей и истории народа;
совершенствование устной и письменной речевой культуры,формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и ситуациях
общения на основе представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления),
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск,
дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста, овладение стратегиями, обеспечивающими оптимизацию
чтения и понимания текстов различных форматов (гипертекст, графика, инфографика и другие), умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РУССКИЙЯЗЫК»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС СОО родной язык (русский) входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является
обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в программе по родному языку (русскому), соответствует ФГОС
СОО, федеральной образовательной программе среднего общего образования.
Родной язык (русский) не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на
изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
Общее число часов, рекомендованных для изучения предмета «Родной язык (русский)» представлено в учебном плане в 10 классе – 34
часа(1часвнеделю),в11классе–17 часов(1часвнеделю).
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)»
4

10 КЛАСС
Раздел1.Языкикультура.
Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного языка, значение родного языка в жизни человека. Родной язык как
явление национальной культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской Федерации. Культура родной речи как фактор
сохранения культурной преемственности поколений.
Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории
народа. Национально-специфическая лексика русского языка и её основные типы (повторение, обобщение). Особенности русской языковой картины
мира (общее представление). Ключевые слова русской культуры, основные разрядыключевых слов и их особенности (повторение, обобщение).
История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и
пассивизация различныхразрядовслов и устойчивыхсловосочетаний впроцессе исторического развития общества и культуры русского народа.
Переосмысление значений слов.
Старославянская
лексика
в
русском
языке:
прошлое
и
настоящее.
Роль
старославянизмоввформированиилексическогосоставарусскоголитературного
языкаивысокогостилярусскойречи.Актуализациястарославянизмовврусском языке новейшего времени.
Словари русского языка как источники сведений об истории и культуре русского народа (обзор, общее представление). Общие толковые
словари русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Специальные исторические и этимологические словари русского языка.
Раздел2.Культураречи.
Языковая норма и современный русский литературный язык. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как
естественное свойство литературного языка.
Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая (общее представление).
Орфоэпическиенормысовременногорусскоголитературногоязыка.
Изменениявударенииивпроизношении.Вариантыударенияипроизношения.
Лексическиенормысовременногорусскоголитературногоязыка.
Изменениялексическихнорм.Современныесловарныепометы.
Морфологические нормы современного русского литературного языка Изменения морфологических норм: варианты форм имени
существительного, глагольных форм.
Орфографические варианты. Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее
представление).
Языковаяигра.Отступлениеотязыковыхнормвязыковойигре.
Раздел3.Речь.Речеваядеятельность.Текст.
Тексткаксредствопередачиихранениякультурныхценностей,опытаи истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках
письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры.
Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвлённая система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и
нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.
Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в
текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения.
Стратегии чтения и понимания текста. Приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста. Приёмы использования графики как
средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста.
5

Русскийязыквповседневномустномобщении.Спецификаустнойречи.
Речевойопыт.Социальныероли.
Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития.
Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения.
Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс. Состави структура Национального
корпуса русского языка. Возможности работы с Обучающим корпусом Национального корпуса русского языка.
СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯВ11КЛАССЕ
Раздел1.Языкикультура.
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода. Основные направления современного развития
русского языка. Изменения вформахсуществования русского языка, его функциональных и социальных разновидностях, способах речевой
коммуникации и формах русской речи в новейший период его развития (общее представление).
Русскийязыквсовременнойцифровой(виртуальной)коммуникации.
Современная цифровая (виртуальная, электронно-опосредованная) коммуникация, её особенности и формы (общее представление). Электронная
(цифровая, клавиатурная) письменная русская речь и её особенности. Устно- письменная речь как новая форма реализации русского языка (общее
представление).
Активныепроцессывразвитиилексики русскогоязыкаXXI в.Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути
появления новых слов (общее представление).
Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными
заимствованиями. Особенности процессов иноязычного заимствования лексикии фразеологии в новейший период развития русского языка. Основные
направления и способы освоения русским языком новыхиноязычныхслов в XXI в. (общее представление).
Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмовврусскомязыкеновейшегопериода.Образованиепроизводныхи
сложносоставных новых слов (морфологических неологизмов) на базе иноязычных инноваций. Семантические неологизмы в русском языке новейшего
периода, основные пути их образования.
Новая фразеология русского языка. Основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода. Фразеологические
неологизмы и их источники.
Раздел2.Культураречи.
Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм. Варианты форм, связанные с
управлением, вариативность в согласовании сказуемого с подлежащим, колебания в употреблении предлогов.
Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление).
Культура устного делового общения. Условия успешнойпрофессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения.
Деловая беседа. Деловой разговор по телефону.
Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость
двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление).
Культураучебно-научногообщения.Разновидностиучебно-научного общения,ихособенности.Речевойэтикетвучебно-научнойкоммуникации, его
специфика (общее представление). Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты).
Культураоформления научного текста.
Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как
6

нарушение экологии языка. Способы противостояния речевой агрессии.
Раздел3.Речь.Речеваядеятельность. Текст.
Прецедентныйтексткаксредствокультурнойсвязипоколений.
Прецедентныетексты,высказывания,ситуации,имена.
Сплошныеинесплошныетексты.Видынесплошныхтекстов.
Текстыинструктивноготипа.Назначениетекстовинструктивноготипа.
Инструкциивербальныеиневербальные.
Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля.
Информационные ловушки.
Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевые жанры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по родному языку (русскому) на уровне среднего общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися программы по родному языку (русскому) на уровне среднего общего образования по
родному языку (русскому) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностныхориентаций, позитивныхвнутреннихубеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения родного языка (русского) на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданскоговоспитания:
сформированностьгражданскойпозицииобучающегосякакактивногои ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятиетрадиционныхнациональных,общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовностьпротивостоятьидеологииэкстремизма,национализма, ксенофобии,дискриминациипосоциальным,религиозным,
расовым,
национальнымпризнакам;
готовностьвестисовместнуюдеятельностьвинтересахгражданскогообщества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
7

умениевзаимодействоватьссоциальнымиинститутамивсоответствии с их функциями и назначением;
готовностькгуманитарнойиволонтёрскойдеятельности;

2) Патриотическоговоспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
уваженияксвоемународу,чувстваответственностипередРодиной,гордостиза свой край, свою Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и
трудовымдостижениям народа, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственноговоспитания:
осознаниедуховныхценностейроссийскогонарода;
сформированностьнравственногосознания,этическогоповедения;
способность принимать осознанные решения, ориентируясь на морально- нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственноеотношениексвоимродителям,созданиюсемьинаоснове
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетическоговоспитания:
эстетическоеотношениекмиру,включаяэстетикубыта,научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённостьвзначимостидляличностииобществаотечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества, в том числе словесного;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлятькачестватворческойличности,втомчислепривыполнении
творческихработпородномурусскомуязыку;

5) физическоговоспитания:
сформированностьздоровогои
безопасногообраза
жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребностьвфизическомсовершенствовании,занятияхспортивно-оздоровительной деятельностью;
активноенеприятиевредныхпривычекииныхформпричинениявреда физическому и психическому здоровью;
6) трудовоговоспитания:
готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного русского языка;
интерескразличнымсферампрофессиональнойдеятельности,в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, переводчиков, педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологическоговоспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
8

среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширениеопытадеятельностиэкологическойнаправленности;

8) ценностинаучногопознания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность по родному языку
индивидуально и в группе.
Впроцесседостиженияличностныхрезультатовосвоенияобучающимися программы по родному языку (русскому) на уровне среднего общего
образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации;
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношенияс другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский и жизненный опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
В результате изучения родного языка (русского) на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать
существенный
признак
или
основания
для
сравнения,
классификациииобобщения,втомчисленаматериалерусскогородногоязыка;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлятьзакономерностиипротиворечиярассматриваемыхявленийи процессов;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов по
родному языку;
9

развиватькреативноемышлениеприрешениижизненныхпроблем, в том числе с использованием собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
-владетьнавыкамиучебно-исследовательскойипроектнойдеятельности
-в контексте изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, в том числе по родному русскому языку, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
-владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
-анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
-даватьоценкуновымситуациям,оцениватьприобретённыйопыт;
-осуществлятьцеленаправленныйпоискпереносасредствиспособов
действиявпрофессиональнуюсреду;
-уметьпереноситьзнаниявпознавательнуюипрактическуюобластижизнедеятельности;
-уметьинтегрироватьзнанияизразныхпредметныхобластей;
-выдвигатьновыеидеи,предлагатьоригинальныеподходыирешения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать
тексты
в
различных
форматах
и
жанрах
с
учётом
назначения
информацииицелевойаудитории,
выбираяоптимальнуюформупредставления и визуализации (текст, презентация, таблица, схема, диаграмма, график и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
-осуществлятькоммуникации во всехсферахжизни, втом числе на уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
-владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
-развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения.
Уобучающегосябудутсформированыумениясамоорганизациикакчасть
регулятивныхуниверсальныхучебныхдействий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
10

образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
даватьоценкуновымситуациям;
расширятьрамкиучебногопредметанаосновеличныхпредпочтений;
делатьосознанныйвыбор,аргументироватьего,братьответственность за решение;
оцениватьприобретённыйопыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании текста, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных
действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владетьнавыкамипознавательнойрефлексиикакосознаниясовершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оцениватьрискиисвоевременноприниматьрешенияпоихснижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
приниматьсебя,понимаясвоинедостаткиидостоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признаватьсвоёправоиправодругихнаошибку;
развиватьспособностьпониматьмирспозициидругогочеловека.
Уобучающегосябудутсформированыумениясовместнойдеятельности:
пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальной работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности;
выбиратьтематикуиметодысовместныхдействийсучётомобщих интересов,ивозможностейкаждогочленаколлектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть
инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по родному языку
(русскому):
Язык и культура.
Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства, смысл понятия «традиционные российские духовнонравственные ценности», объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованиюродного русскогоязыкаво всехсферахжизни, иметь
представлениеоязыковоммногообразииРоссийскойФедерации,проявлять
уважительное
отношение
кнациональным
культурам
иязыкам
народовРоссии.
11

Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах русской культуры и их основных
разрядах, анализироватьикомментироватьтекстсточкизренияупотребления в нём ключевых слов русской культуры (в рамках изученного)
Иметь представление о языке как развивающемся явлении, характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов
и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры.
Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и
мировоззрения русского народа.
Культураречи.Осознаватьикомментироватьосновныепричины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику
языковой нормы (в рамках изученного).
Иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека.
Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного русскоголитературногоязыка,актуальныхвариантахорфоэпической и
акцентологической норм современного русского литературного языка, анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных
грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях лексических норм современного русского литературного языка, осознавать и объяснять причины их
изменений, понимать значение словарных помет в толковых словарях (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях морфологических норм современного русского литературного языка, анализировать и сопоставлять
варианты форм имени существительного, глагола.
Иметь представление об орфографической вариативности в современном русском языке, орфографическом варианте; анализировать
орфографические варианты (на отдельных примерах).
Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь,
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов, орфоэпические словари, грамматические словари и
справочники русского языка, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь.Речеваядеятельность.Текст.
Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры.
Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой среде, об их отличиях от традиционных текстов, о
возможностях использования в текстах различных знаковых систем, об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и
диалогизации общения.
Владеть основными стратегиями, приёмами оптимизации процессов чтения и понимания текста. Осуществлять информационную переработку
линейныхтекстовигипертекстов.Использоватьграфикукаксредство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста при создании
вторичных текстов.
Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.
Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние русского языка и тенденции
его развития, владеть культурой электронного общения.
ИспользоватьОбучающийкорпусНациональногокорпусарусскогоязыка как информационно-справочный ресурс.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по родному языку
(русскому):
Языкикультура.
Иметьпредставлениеодинамическихпроцессахиновыхтенденциях в развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в
рамках изученного), приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка.
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронно- опосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её основные
12

особенности, характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в рамках
изученного), анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и другие).
Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языкав XXI в., характеризовать особенности процесса заимствования
иноязычной лексики и основные способы её освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках изученного).
Определять
значения
новейших
иноязычных
лексических
заимствований
(сиспользованиемсловарейиностранныхслов),оцениватьцелесообразностьих употребления, целесообразно употреблять иноязычные слова.
Иметь представление об актуальныхспособахсоздания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода,
определять значения и способы словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути образования сематических неологизмов (в
рамках изученного), приводить соответствующие примеры.
Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основныетенденциивразвитиифразеологиирусскогоязыкановейшего
периода, определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках
изученного), принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления.
Культураречи.
Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного русского литературного языка, современных вариантах
синтаксической нормы, анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим;
анализировать колебания в употреблении предлогов.
Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания, анализировать примеры использования факультативных знаков
препинания в текстах.
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения, характеризовать основные виды
делового общения (в рамках изученного), анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых
разговорах с учётом речевойситуации,спозициитребованийкречевомуэтикетуделовогообщения, делать выводы об особенностях эффективного
делового речевого взаимодействия.
(в рамках изученного), анализировать деловое письмо как текст официально-деловогостиля,создаватьтекстделовогописьмавсоответствии с
целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного).
Характеризовать особенности учебно-научного общения, анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном
общении, с учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевомуэтикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с
условиями и сферой общения, создавать монологические и диалогические высказывания с учётом особенностей делового и учебно-научного
общения.
Осознаватьи характеризоватьречевуюагрессиюкак нарушение экологии языка, анализировать речевое поведение человека в ситуации
противостояния речевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов,паронимов,орфоэпическиесловари,грамматическиесловарии
справочники русского языка, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Характеризоватьязыковыеособенности,функции,видыделовогописьма
Речь.Речеваядеятельность.Текст.
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений. Распознавать прецедентные тексты, высказывания,
ситуации, имена, характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризоватьразличиявпредставленииинформациивсплошных
инесплошныхтекстах.Выявлятьрольиллюстративногоматериалав
содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.
Распознавать
тексты
инструктивного
типа,
характеризовать
их
с
точки
13

зренияназначения.Осуществлятьинформационнуюпереработкувербальных и невербальных инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля, характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах
публицистического стиля. Распознавать информационные ловушки.
Различать основные жанры интернет-коммуникации. Иметь представление о блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативного
комфорта.
Характеризоватьтрадициииноваторствовхудожественныхтекстах.
Иметьпредставлениеостилизации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п

1
2
3

Электронные(цифровые) образовательныересурсы
Наименованиеразделовитемпрограммы
Раздел 1. Язык и речь.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Раздел 2. Культураречи.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

14

11 КЛАСС
Электронные (цифровые) образовательныересурсы

2
3

№ п/п

Наименованиеразделовитем программы

1

Раздел 1. Язык и речь.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Раздел 2. Культураречи.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3. Тематическое планирование с указанием количества часов темы 10 класс (66 часов) 2 часа в неделю

15

№
темы

Тема

дата

Текущий контроль

Язык и культура.
1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

9.09

2-3

Система русского языка, его единицы и уровни.

12,16.09

4-7

Развитие речи. Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ

19, 23, 26, 30.09

8-10

Изобразительно - выразительные средства языка.

3, 7,10.10

11-14

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. Паронимы. Тестовые
задания ЕГЭ.

14, 17, 21, 24.10

15-16

«Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

7, 11.11

17-18

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Тестовые задания ЕГЭ.

14. 18.11

19

Практикум. «Неологизмы в жизни современного общества». Повторение орфографии

21.11

Орфографический и
пунктуационный
практикум

20

Проверочная работа «Развитие современного русского языка»

25.11

Проверочная работа

21-22

РР Текст и его место в системе языка и речи. Определение проблем текста. Р.Р. Написание
обучающего сочинения по тексту. Подготовка

28.11, 2.12

23-24

РР Функциональные стили. Тестовые задания ЕГЭ.

5, 9.12

Работа с текстом

Стили речи. Типы речи

Культура речи.
16

25-26

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

16, 19.12

27-28

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Повторение
орфографии

23, 26.12

29

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Повторение орфографии

9.01

30-31

РР Работа с текстами разных типов, стилей и жанров Р.Р. Написание обучающего сочинения
по тексту.

13, 16.01

32-33

Р.р Критерии оценивания сочинения по литературе. Сочинение в формате этих критериев

20, 23.01

34-35

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Повторение
орфографии Тестовые задания ЕГЭ..

27, 30.01

Орфографический и
пунктуационный
практикум

36-37

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

3, 6.02

Орфографический и
пунктуационный
практикум

38-39

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Тестовые задания ЕГЭ.

10, 13.02

40-41

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Повторение орфографии

17, 20.02

42-43

Р,Р Сочинение по литературе

24, 27.02

44-45

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Повторение орфографии

3, 6.03

46

Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»

10.03

47

Правила ведения Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

13.03

48

Проверочная работа «Современные нормы русского языка»

17.03

Орфографический и
пунктуационный
практикум

Сочинение

Проверочная работа
17

49

Анализ проверочной работы

17.03

50-51

РР Научный стиль речи. Работа по созданию сочинений.

20.03, 3.04

Речь. Речевая деятельность. Текст.
52

Понятие речевого идеала, эффективности речевого общения.

7.04

Орфографический и
пунктуационный
практикум

53-54

Принципы подготовки к публичной речи.

10, 14.04

Публичное выступление

55

Прямые и косвенные доказательства.

17.04

56

Способы опровержения доводов оппонента.

21.04

57-58

Письменная работа по литературе

24, 28.04

59

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности

5.05

60

Анализ эпизодов

8.05

61

Монолог и диалог как формы речевого общения

12.05

62

Риторика делового общения. Тестовые задания ЕГЭ.

15.05

63

Публичное выступление (практическое занятие)

19.05

64

Практикум. Разработка рекомендаций «Успешное резюме»

22.05

65

Функциональные разновидности языка. Тестовые задания ЕГЭ.

26.05

Орфографический и
пунктуационный
практикум

Практикум

Повторение.
18

66

Повторение изученного материала. Тестовые задания ЕГЭ.

30.05

19

№

Тема 11а кл

дата

Текущий контроль

Язык и культура.
1

Язык – основа истории и сущность духовной культуры народа.

10.09

2

Язык и художественная литература. Подготовка к итоговому сочинению по литературе.

11.09

3-6

Язык современной художественной литературы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе

12, 17,18, 19.09

Практическая работа

7-9

Проверочная работа № 1 «Язык современной литературы» Подготовка к итоговому сочинению по
литературе.

23, 26, 29.09

Проверочная работа,
сочинение

10-11

Известные ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

24, 25.09

12-13

Подготовка к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.

26.09, 1.10

Культура речи.
14-18

Традиционный принцип русской орфографии Тестовые задание ЕГЭ. Подготовка к сочинению по
литературе

2, 3, 8, 9, 10.10

Орфографический и
пунктуационный
практикум

19-20

Орфоэпические и лексические нормы русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

15, 16.10

Орфографический и
пунктуационный
практикум

21-22

Морфологические нормы русского языка. Тестовые задание ЕГЭ. Подготовка к сочинению по литературе

17, 22.10

Орфографический и
пунктуационный
практикум

23-24

Выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Тестовые
задания ЕГЭ. Подготовка к сочинению по литературе

23, 24.10

25-26

Синтаксические нормы русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

5, 6.11

Орфографический и
пунктуационный
практикум

27

Проверочная работа № 2 «Нормы современного русского языка» Тестовые задания ЕГЭ.

7.11

Проверочная работа
20

№

Тема 11а кл

дата

Текущий контроль

28

Источники богатства и выразительности русской речи.

12.11

29

Синтаксическая синонимия. Тестовые задания ЕГЭ.

13.11

30

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Тестовые задания ЕГЭ.

14.11

Практикум

31

Изобразительно-выразительные возможности синтаксических конструкций. Тестовые задания ЕГЭ.

19.11

Практикум

32

Подготовка к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.

20.11

33

Средства речевой выразительности в текстах различных типов речи. Тестовые задания ЕГЭ.

21.11

34

Словари русского языка. Тестовые задание ЕГЭ.

26.11

35

Практикум «Словари языка писателей». Тестовые задание ЕГЭ.

27.11

36

Подготовка к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.

28.11

37

Влияние социальных сетей на язык.

3.12

38

Слоганы современной рекламы с точки зрения культуры речи.

4.12

39

Протокол делового общения.

5.12

40

Телефонный этикет в деловом общении. Тестовые задания ЕГЭ.

10.12

Практикум

Практикум

Речь. Речевая деятельность. Текст.
41

Текст как единица языка и речи. Тестовые задания ЕГЭ.

11.12

42

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Тестовые задания ЕГЭ.

17.12

43

Прямые и косвенные доказательства. Тестовые задания ЕГЭ.

17.12

44

Диалогичность в художественном произведении.

18.12

Работа с текстом

21

№

Тема 11а кл

дата

Текущий контроль

Проверочная работа

Проблематика текстов.
45

Проверочная работам № 3«Работа с текстом».

19.12

46

Контактное и дистантное общение.

24.12

47

Правила составления рекомендаций.

25.12

Повторение.
48

Повторение изученного материала. Тестовые задание ЕГЭ.

26.12

11б-2 часа в неделю

22

№

Тема 11 б кл-2 часа в неделю

дата

Текущий контроль

Язык и культура.
1

Язык – основа истории и сущность духовной культуры народа.

10.09

2

Язык и художественная литература. Подготовка к итоговому сочинению по литературе.

11.09

3-5

Язык современной художественной литературы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе

17,18, 24.09

Практическая работа

6-7

Проверочная работа № 1 «Язык современной литературы» Подготовка к итоговому сочинению по
литературе.

25.09, 1.10

Проверочная работа, сочинение

8

Известные ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

2.10

Культура речи.
9-10

Традиционный принцип русской орфографии Тестовые задание ЕГЭ. Подготовка к сочинению по
литературе

8, 9.10

Орфографический и
пунктуационный практикум

11

Орфоэпические и лексические нормы русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

15.10

Орфографический и
пунктуационный практикум

12

Морфологические нормы русского языка. Тестовые задание ЕГЭ. Подготовка к сочинению по
литературе

16. 10

Орфографический и
пунктуационный практикум

13-14

Выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Тестовые
задания ЕГЭ. Подготовка к сочинению по литературе

22, 23.10

15

Синтаксические нормы русского языка. Тестовые задания ЕГЭ.

5.11

Орфографический и
пунктуационный практикум

16

Проверочная работа № 2 «Нормы современного русского языка» Тестовые задания ЕГЭ.

6.11

Проверочная работа

17

Источники богатства и выразительности русской речи.

12.11

18

Синтаксическая синонимия. Тестовые задания ЕГЭ.

13.11

19

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Тестовые задания ЕГЭ.

19.11

Практикум
23

№

Тема 11 б кл-2 часа в неделю

дата

Текущий контроль

20

Изобразительно-выразительные возможности синтаксических конструкций. Тестовые задания ЕГЭ.

20.11

Практикум

21

Средства речевой выразительности в текстах различных типов речи. Тестовые задания ЕГЭ.

26.11

Практикум

22

Словари русского языка. Тестовые задание ЕГЭ. Практикум «Словари языка писателей». Тестовые
задание ЕГЭ.

27.11

23

Подготовка к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.

3.12

24

Влияние социальных сетей на язык. Слоганы современной рекламы с точки зрения культуры речи.

4.12

25

Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Тестовые задания ЕГЭ.

10.12

Речь. Речевая деятельность. Текст.
26

Текст как единица языка и речи. Тестовые задания ЕГЭ.

11.12

27

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Тестовые задания ЕГЭ. Прямые
и косвенные доказательства.

17.12

28

Проверочная работам «Работа с текстом».

18.12

29

Контактное и дистантное общение. Правила составления рекомендаций.

24.12

30

Диалогичность в художественном произведении.

25.12

Проверочная работа

Проблематика текстов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА

•

Русскийязык (в2 частях),10-11 класс/Гольцова Н.Г.,ШамшинИ.В.,Мищерина М.А., Общество с ограниченной ответственностью
«Русское слово - учебник»
24

•

Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин
Контрольныетесты:орфографияипунктуация:учебное пособие для 10–11
классовобщеобразовательных организаций. - М. : Русское слово
•
ГольцоваН.Г.,ШамшинИ.В.,МищеринаМ.А.Русскийязык:ЕГЭ:пособиедля учащихся.
•
ГольцоваН.Г.,ШамшинИ.В.Контрольныетесты:орфографияипунктуация.10—11 классы: пособие для учащихся.
•
НиколинаН.А.Школьныйморфемныйсловарьрусскогоязыка. М.
•
Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки
недочёты
/ под
ред. А.
П. Сковородникова.
М.

и

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
•

ГольцоваН.Г."МетодическоепособиекучебникуН.Г.Гольцовой,И.В.Шамшина,М.А. Мищериной "Русский язык".10-11 классы.

Базовый уровень. ФГОС"
•

Н.Г. Гольцова,М. А. Мищерина. Русскийязык10-11кл.:Книгадляучителя. - М.,«Русское слово», 2019.

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ ИНТЕРНЕТ
•

Справочно-информационныйпортал«Грамота»:www.gramota.ru.

•

Справочныйпорталпорусскомуязыку«Культураписьменной речи»:www.gramma.ru.

•

Фундаментальнаяэлектроннаябиблиотека«Русскаялитератураифольклор»(ФЭБ):feb- web.ru.

•

Федеральныйинститутпедагогическихизмерений:old.fipi.ru.

•

Электроннаяверсиягазетыдляучителя«Первоесентября»:ps.1september.ru.

•

Единоеокнодоступакобразовательнымресурсам: window.edu.ru

•

Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов:scool-collection.edu.ru

•

БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».