Программа внеурочной деятельности 2024-2025 р.я. 10 - 11 кл.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и
метапредметных результатов освоения элективного курса «Трудности русского языка».
В результате изучения предмета в 10-11 классах у обучающихся будут сформированы следующие умения:
Личностные

результаты

обучения,

обеспечивающие

жизненное,

личностное,

профессиональное

самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя
уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное
отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного
поведения в поликультурном мире;
- через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в
литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина
России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края,
города, села;
- посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший
гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
- через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами,
приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического
сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение
противостоять

речевой

агрессии

посредством

организации

гармонизирующего

диалога,

осознания

необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
- через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление
взаимосвязи его уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего уровню современного
развития науки и общественной практики.
обеспечение готовности
и
способности
самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:

к

образованию, в

том

числе

• регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на
этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа
получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги,
обеспечивающие
межпредметных,
сформированных

творческий
этнокультурных
у

культуроведческой);

школьника

подход
и

к

решению

поликультурных

компетентностей

заданий

нестандартных
с

опорой

(лингвистической,

на

языковых,

имеющийся

языковой,

уровень

коммуникативной,

•

познавательные,

обеспечивающие

способность

к

познанию

и

работе

с

информацией;
• коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в
совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и
невербального общения в конкретной речевой ситуации.
•

способность

и

готовность

к

продуктивному

общению

и

эффективному

взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул
вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами
оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической
работы с
текстами
различной
направленности
и
стилевой принадлежности,
реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов; • приобретение умений
самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской
и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным
и поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления
собственной

точки

зрения,

использование соответствующих речевых

средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы,
научный

аппарат

обоснования

и

опровержения), необходимыми для работы с

информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности,
эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в
рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и
аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально
значимой и научно-публицистической тематики.
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
Предметные результаты:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о нем в речевой
практике;
владение

навыками

самоанализа

и

самооценки

на

основе

наблюдений за

собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
сформированность
возможностях русского языка;

представлений

об

изобразительно-выразительных

сформированность

умений

учитывать

исторический,

историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к
ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики;
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате изучения внеурочного курса «Трудности русского языка» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
выс
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с
точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности
русского языка);
отличать

язык

художественной

литературы

от

других

разновидностей

современного русского языка; современ современного русского языка;
траивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
правильно

использовать лексические

и

грамматические

средства

связи

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с
выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее,

реферативное)

и

аудирования

(с

полным

пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать

в

речевой

практике

основные

орфоэпические,

лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
•

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;

•

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

•

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;

•

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в
прослушанном тексте;

•

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать
полученную информацию;

•

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

•

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять
их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

•

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

•

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

•

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;

•

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официальноделовой сферах общения;

•

осуществлять речевой самоконтроль;

•

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах
русского литературного языка;

•

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;

• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы)

Содержание учебного предмета, курса. 10 класс (30 часов) Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государств
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского
языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между
словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.
Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Грамматические ошибки
и их предупреждение.
Словообразовательные нормы (1 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе
Морфологические нормы (7 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Части речи .Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль .Служебные части речи. Междометия.
Звукоподражательные слова
Морфология. Средства связи предложений в тексте. Варианты падежных окончаний. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Виды предложений. Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная
норма. Нормы согласования .
Нормы управления. Нормы примыкания
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой
речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанные членами предложения Знаки
препинания в сложносочинённых предложениях.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях

Содержание учебного предмета, курса. 11 класс (30часов)
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской
орфографии: правописание корней и приставок.
Безударные гласные корня. Правописание корней. Гласные и, ы после приставок. Правописание
падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных
форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/НН-);
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами,
при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в
сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной
связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (3 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование.
Описание.
Рассуждение. Предупреждение ошибок при определении типов речи
Функциональные стили речи (4 ч.)
Функциональные стили речи, их основные особенности:
назначение каждого из стилей, сфера использования.
Разговорный стиль речи. Его особенности Официально-деловой стиль речи. Его основные
признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики,
синтаксиса и построения текста.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля.
Изобразительно- выразительные средства языка
Научный стиль, его особенности
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
VI Изобразительно-выразительные средства языка 4 ч Речь.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте. Коммуникативная
компентенция.4 ч
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания,
композиция, речевое оформление, грамотность) Исходные тексты, их
жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной
работы
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская
позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация
собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность
речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых,
речевых, этических,
фактологических норм. Требования к точности и выразительности

речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10-11 классы (60 часов)
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

10 класс 30 ч.
Введение
1
1
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
1
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку.
2
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
1
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
II Языковые нормы
1
3
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
III Орфоэпические нормы
1
4
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение
1
IV Лексические нормы
3
5
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие
1
лексики русского языка.
6
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
1
связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова.
7
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
1
предупреждение.

8

9

11

V Грамматические нормы
Грамматические нормы.

Грамматические нормы. словообразовательные,
морфологические, синтаксические
10
Грамматические ошибки и их предупреждение
Словообразовательные нормы
Словообразовательные нормы. Способы словообразования
Ошибочное словообразование.

3
1

1
1
1
1

13

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе
Морфологические нормы
Морфологические нормы русского языка.

1
5
1

14

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1

15

Части речи. Морфологические нормы русского
языка. Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль.

1

12

16

17
18
19
20

Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне.

1

1
1
1
1

21

22
23

24
25
26
27

29
30

1
2
3
4
5
6

8
9

10
11

12
13

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
VIII Синтаксические нормы.
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
Лексическая сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения, способы их выражения.
Простые и сложные предложения
Виды предложений. Односоставные предложения. Неполные предложения.
Интонационная норма
. Нормы согласования
Нормы управления.
Нормы примыкания Типичные ошибки при нарушении синтаксических
норм, их предупреждение
28
Построение предложений с однородными членами. Правила преобразования
прямой речи в косвенную.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанные
членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.Знаки препинания в
сложноподчинённых предложениях.
11 класс – 30 часов
I Орфографические нормы
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской
орфографии: правописание корней и приставок.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок
Правописание падежных окончаний. Правописание личных
окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
Правописание суффиксов.–Н- и –НН- в различных частях речи; правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание
служебных слов
7
Слитные, раздельные и дефисные написания.
II Пунктуационные нормы
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в
предложениях с однородными членами, при обособленных
членах;
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными
видами связи.
III Текст
Структура, языковое оформление. Смысловая и
композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный
анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

7
1
1
1
1
1
1
1
4

1

1
1
3
1
1

микротекста. Средства связи предложений в тексте
14
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
1
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
IV Функционально-смысловые типы речи.
15-16
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
признаки.
2
Повествование.
Рассуждение
Предупреждение ошибок при определении типов речи
1 VФункциональные стили речи
17
Функциональные стили речи, их основные особенности:
1
назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы
речи.
18
Разговорный стиль речи. Его особенности
1
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки,
1
назначение, сфера использования, своеобразие лексики,
синтаксиса и построения текста.
20
Публицистический стиль, его особенности. Средства
1
эмоциональной выразительности. Жанры публицистического
стиля.
Изобразительно- выразительные средства языка
21
Научный стиль, его особенности
1
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при
1
22
определении стиля текста.
VI Изобразительно-выразительные средства языка
3
23
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка.
1
Выразительные средства лексики и фразеологии.
24
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
1
Стилистические фигуры, их роль в тексте
1
Коммуникативная компетенция
3
26
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной
1
работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии
содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
27
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура
1
письменной экзаменационной работы
1 Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская
позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
28
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы, правила
1
использования, источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
29
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
1
письменной работы, их предупреждение. Точность и
выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических,
фактологических норм. Требования к точности и выразительности речи
экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические и фоновые ошибки
30
Психологическая подготовка к
1
ЕГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».