Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения элективного курса «Трудности русского языка». В результате изучения предмета в 10-11 классах у обучающихся будут сформированы следующие умения: Личностные результаты обучения, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире: • сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире; - через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села; - посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего уровню современного развития науки и общественной практики. обеспечение готовности и способности самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты: к образованию, в том числе • регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие межпредметных, сформированных творческий этнокультурных у культуроведческой); школьника подход и к решению поликультурных компетентностей заданий нестандартных с опорой (лингвистической, на языковых, имеющийся языковой, уровень коммуникативной, • познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией; • коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации. • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации; • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи; • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов; • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов; • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств; • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование); • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией; • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики. предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; Предметные результаты: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о нем в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность возможностях русского языка; представлений об изобразительно-выразительных сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. В результате изучения внеурочного курса «Трудности русского языка» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выс Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; современ современного русского языка; траивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официальноделовой сферах общения; • осуществлять речевой самоконтроль; • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы) Содержание учебного предмета, курса. 10 класс (30 часов) Введение (1 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государств (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. (1 ч.) Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Орфоэпические нормы (1 ч.) Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Лексические нормы (3 ч.) Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (3 ч.) Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Грамматические ошибки и их предупреждение. Словообразовательные нормы (1 ч.) Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе Морфологические нормы (7 ч.) Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи .Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль .Служебные части речи. Междометия. Звукоподражательные слова Морфология. Средства связи предложений в тексте. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Синтаксические нормы (13 ч.) Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Виды предложений. Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. Нормы согласования . Нормы управления. Нормы примыкания Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанные членами предложения Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях Содержание учебного предмета, курса. 11 класс (30часов) Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Безударные гласные корня. Правописание корней. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/НН-); Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Пунктуационные нормы (4 ч.) Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст (7 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи. (3 ч.) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование. Описание. Рассуждение. Предупреждение ошибок при определении типов речи Функциональные стили речи (4 ч.) Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Изобразительно- выразительные средства языка Научный стиль, его особенности Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. VI Изобразительно-выразительные средства языка 4 ч Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. Коммуникативная компентенция.4 ч Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10-11 классы (60 часов) № п/п Тема Кол-во часов 10 класс 30 ч. Введение 1 1 Нормативные и методические документы по подготовке и проведению 1 государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. 2 Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная 1 версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения II Языковые нормы 1 3 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. 1 III Орфоэпические нормы 1 4 Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение 1 IV Лексические нормы 3 5 Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие 1 лексики русского языка. 6 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых 1 связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. 7 Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их 1 предупреждение. 8 9 11 V Грамматические нормы Грамматические нормы. Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические 10 Грамматические ошибки и их предупреждение Словообразовательные нормы Словообразовательные нормы. Способы словообразования Ошибочное словообразование. 3 1 1 1 1 1 13 Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе Морфологические нормы Морфологические нормы русского языка. 1 5 1 14 Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. 1 15 Части речи. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. 1 12 16 17 18 19 20 Служебные части речи. Междометия. Звукоподражательные слова Морфология. Средства связи предложений в тексте. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 29 30 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. VIII Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простые и сложные предложения Виды предложений. Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма . Нормы согласования Нормы управления. Нормы примыкания Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение 28 Построение предложений с однородными членами. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанные членами предложения Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. 11 класс – 30 часов I Орфографические нормы Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Правописание корней. Безударные гласные корня. Гласные и, ы после приставок Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов.–Н- и –НН- в различных частях речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов 7 Слитные, раздельные и дефисные написания. II Пунктуационные нормы Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. III Текст Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 микротекста. Средства связи предложений в тексте 14 Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная 1 обработка письменных текстов различных стилей и жанров. IV Функционально-смысловые типы речи. 15-16 Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. 2 Повествование. Рассуждение Предупреждение ошибок при определении типов речи 1 VФункциональные стили речи 17 Функциональные стили речи, их основные особенности: 1 назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. 18 Разговорный стиль речи. Его особенности 1 Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, 1 назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. 20 Публицистический стиль, его особенности. Средства 1 эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Изобразительно- выразительные средства языка 21 Научный стиль, его особенности 1 Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при 1 22 определении стиля текста. VI Изобразительно-выразительные средства языка 3 23 Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. 1 Выразительные средства лексики и фразеологии. 24 Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. 1 Стилистические фигуры, их роль в тексте 1 Коммуникативная компетенция 3 26 Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной 1 работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) 27 Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура 1 письменной экзаменационной работы 1 Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. 28 Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы, правила 1 использования, источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. 29 Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении 1 письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки 30 Психологическая подготовка к 1 ЕГЭ.