Программа внеурочной деятельности 2024-2025 р.я. 9 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для учащихся 9
класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, разработана на основе действующих образовательных
стандартов по русскому языку, кодификатора, развивает элемент содержания базового курса
«Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия
для подготовки к Итоговому собеседованию и ОГЭ.
На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Актуальность программы в том, что внеурочная работа способствует углублению и
расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогает ученикам лучше усвоить
программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширить
лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие
возможности, повышать общую языковую культуру учащихся, подготовиться к успешной сдаче
экзамена по русскому языку в 9 классе (Итоговое собеседование и ОГЭ).
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов
русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит
сформировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе.
На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила
орфографии и пунктуации и повысить речевую грамотность. Данная программа позволит расширить
знания учащихся по таким разделам, как орфоэпия, орфография, лексика, морфология, синтаксис;
активизировать их внимание к собственной письменной и устной речи. Курс позволит обобщить
полученные знания и применять их в практической ситуации.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции при
подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому
языку в 5-9 классах основной школы:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и
культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского
языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом,
программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9
классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия
для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного
образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые расширяют представление об
образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов,
но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования
сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности,
семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и
операционализированные цели образования.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Личностные результаты освоения рабочей программы внеурочной деятельности по
русскому языку достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные
результаты освоения рабочей программы внеурочнлй деятельности по русскому языку должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе
в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском
языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных
произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство).
2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации,
культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде
в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям
и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов,
писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных

интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую
ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости
(план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных
видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен
мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни

человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение. 1 час.
Знакомство с заданиями ОГЭ. Разбор демоверсии ОГЭ.
Раздел 2. Сжатое изложение.3 часа
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого
изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом. Определение круга
предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в
информации; сокращение текста различными способами; использование языковых средств
обобщенной передачи содержания. Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Морфология и орфография. 7 часов.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание корня слова.
Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи.
Правописание не с разными частями речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Итоговое собеседование. 7 часов.
Введение. Процедура итогового собеседования. Критерии оценивания заданий. Выразительное
чтение текста вслух. Пересказ текста. Способы запоминания текста. Способы цитирования текста.

Пересказ текста с включением цитаты. Составление монологического высказывания. Типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Ведение диалога. Особенности ведения диалога.
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация. 6 часов.
Словосочетание. Замена словосочетаний. Предложение. Грамматическая основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Раздел 6. Средства выразительности. 2 часа.
Синонимы, антонимы, фразеологизмы. Средства выразительности.
Раздел 7. Построение сочинения-рассуждения. 8 часов.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования
лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его
фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное
оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения по
значению слова и рассуждения на основе анализа текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Темы

Колво
часов

Раздел 1. Введение.

1час

Знакомство с заданиями
ОГЭ. Разбор демоверсии.

1

Раздел 2. Сжатое
изложение.

3
часа

2

Абзацное членение текста.

3

4

1

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Восприятие лекции учителя.
Работа над анализом
структуры экзаменационной
работы по русскому языку в
формате ОГЭ и критерии ее
оценивания.

8,1,6

1

Отработка умения слушать
текст и слышать паузы для
абзацного членения текста.

2,6,8

Приемы сжатия текста.

1

Понятие «Сжатое
изложение». Знакомство с
приемами сжатия текста.
Отработка приема
«исключение». «обобщение».

1,2,6,8,4

Написание изложения.

1

Работа над заданием 1.
Написание сжатого
изложения. Приемы сжатия
текста. Отработка приема
«упрощение».

2,8

Раздел 3. Морфология и
орфография.

7
часов

5

Правописание корней.

1

Повторение правописания
корней с чередованием,
проверяемым и
непроверяемым написанием.
Отработка выполнения
задания 5.

6,8

6

Правописание суффиксов
существительных и
прилагательных.

1

Повторение написания
суффиксов существительных
и прилагательных. Отработка
выполнения задания 5

3,6,8

7

Правописание наречий

1

Повторение правописания
наречий. Отработка
выполнения задания 5.

3,6,8

8

Правописание суффиксов
причастий, деепричастий и
наречий.

1

Повторение правописания
суффиксов причастий,
деепричастий и наречий.
Отработка выполнения
задания 5.

2,6,8

9

Правописание окончаний.

1

Повторение правописания
окончаний глаголов,
существительных и
прилагательных. Отработка
выполнения задания 5.

2,6.8

10

Правописание приставок.

1

Повторение правописания
приставок на з-с, приставок
пре- и при-. Отработка
выполнения задания 5.

3,6,8

11

Не с разными частями речи.

1

Повторение правописания не
с разными частями речи.
Отработка выполнения
задания 5.

3,6,8

Раздел 4. Итоговое
собеседование.

7
часов

12

Введение. Процедура
итогового собеседования.
Критерии оценивания
заданий.

1

Знакомство с процедурой
проведения Итогового
собеседования, критериями
оценивания.

1,2,8

13

Выразительное чтение
текста вслух. Техника
выразительного чтения.
Типичные ошибки при
чтении текста вслух.

1

Чтение текста, анализ
ошибок, допускаемых при
чтении, отработка техники
выразительного чтения.

4,6,8

1415

Пересказ текста. Способы
запоминания текста.
Способы цитирования
текста. Пересказ текста с
включением цитаты.

2

Пересказ текста. Повторение
способов цитирования,
пересказ текста с
применением цитирования.

2,4,6,8

16-

Составление
монологического

2

Повторение типов речи.
Отработка умения составлять

2,3,6,8

17

высказывания. Типы речи:
повествование, описание,
рассуждение.

монологическое
высказывание по заданному
типу речи.

18

Ведение диалога.
Особенности ведения
диалога.

1

Раздел 5. Синтаксис и
пунктуация.

6
часов

19

Словосочетание. Замена
словосочетаний.

20

Познакомиться с
особенностями ведения
диалога. Отработать умение
правильно строить ответ на
поставленный вопрос.

2,3,4,8

1

Посторенние видов связи
слов в словосочетании,
отработка умения заменить
один вид связи на другой.
Выполнение задания 4.

6,8,4

Грамматическая основа
предложения.

1

Повторение способов
выражения сказуемого.
Отработка умения находить
грамматическую основу
предложения, определять вид
сказуемого. Выполнение
задания 1.

1,8

21

Знаки препинания при
однородных членах
предложения.

1

Повторение постановки
знаков препинания при
однородных членах
предложения. Выполнение
задания 3.

2,6,8

22

Знаки препинания при
обособленных
определениях и
приложениях.

1

Повторение постановки
знаков препинания при
обособленных определениях
и приложениях. Выполнение
задания 3.

4,6,8

23

Знаки препинания при
обособленных
обстоятельствах.

1

Повторение постановки
знаков препинания при
обособленных
обстоятельствах.
Выполнение задания 3.

3,4,8

24

Знаки препинания при
обращениях, вводных и
вставных конструкциях.

1

Повторение постановки
знаков препинания при
обращениях, вводных и
вставных конструкциях.
Выполнение задания 3.

2,3,4,8

Раздел 6. Средства
выразительности.

2
часа

Синонимы, антонимы,
фразеологизмы.

1

Восприятие лекции учителя,
отработка и закрепление
лексических норм.
Лингвистический практикум
«Средства выразительности
речи».

3,4,8

25

Отработка умений решать
Задание 7.
Лингвистический практикум
«Средства выразительности
речи». Отработка умений
решать Задание 7.

3,4,8

1

Познакомить с планом
написания сочинениярассуждения.

6,8

Структура сочинения на
лингвистическую тему.

1

Знакомство с правилами
написания сочинения на
лингвистическую тему.
Отработка навыка написания
сочинения на
лингвистическую тему (9.1)

3,4,8

29

Структура сочинения по
фразе из текста.

1

Знакомство с правилами
написания сочинения по
фразе из текста. Отработка
навыка написания сочинения
по фразе из текста. (9.2)

1,3,4,8

30

Написание сочинения по
фразе из текста.

1

Написание сочинения.

6,8

31

Структура сочинения по
значению слова.

1

Знакомство с правилами
написания сочинения по
значению слова. Отработка
навыка написания сочинения
по значению слова. (9.3)

1,3,4,8

32

Написание сочинения по
значению слова.

1

Написание сочинения.

6,8

33

Пробный ОГЭ.

1

Выполнение работы по
материалам ОГЭ.

1,3,6,8

34

Анализ пробного ОГЭ.
Итоговое занятие

1

Анализ ошибок, допущенных
при выполнении работы.

1,3,8

Средства выразительности.

1

Раздел 7. Построение
сочинения-рассуждения.

8
часов

27

Работа с текстом.
Подготовка к сочинению.

28

26

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой

аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.¬сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые
задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме):
Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой
форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая
аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно¬ деятельностный подход.
М.: КНОРУС, 2010.
7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,
2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
1.

Ноутбук.

2.

Видеопроектор.

Контрольно-измерительные материалы:
- сборник тестовых заданий «30 тренировочных вариантов» под редакцией Н.А. Сениной;
- тексты для чтения и пересказа;
- фотографии для составления описания;
- тексты для изложения и сочинения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».