Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2009 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Забарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной. Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества. Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историколитературного курса. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цели обучения Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи учебной деятельности Задачи изучения литературы в 9 классе: - познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; - сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе; - научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику; - развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развѐрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы обучающийся должен: Знать/ понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия. Уметь: выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление; умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Тема Вводный урок. Этап развития литературы «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Историческая основа, композиция, сюжет Комментированное чтение «Слова…». Обучение анализу Комментированное чтение «Слова…». Обучение анализу Художественные особенности «Слова…» Подготовка к домашнему сочинению Интересное из жизни древней Алании (мифы, верования). Фрагменты из кинофильма Классицизм в русском и мировом искусстве М.В. Ломоносов: слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление…» М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия…» Особенности оды как жанра «Ода на день восшествия…» Особенности оды как жанра Г.Р. Державин. Обзор жизни и творчества А.Н. Радищев. Обзор жизни и творчества Сентиментализм. Н.М. Карамзин – писатель и историк (с включением стих-я «Осень») «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутренней жизни человека «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутренней жизни человека К.Л. Хетагуров. Обзор жизни и творчества Романтизм. В.А. Жуковский как поэт-романтик. Слово о поэте Особенности жанра баллады «Светлана». Нравственный мир героини А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга «Горе от ума». История создания, смысл названия. Знакомство с героями (д.1) Комментированное чтение ключевых сцен и монологов (д.1-2) Комментированное чтение ключевых сцен и монологов (д.1-2) Обучение анализу эпизода (д.3, сцена бала). Фамусов и фамусовская Москва в комедии (д.4) Чацкий в системе образов комедии Р/р. Язык комедии. Работа по статье Гончарова «Мильон терзаний» Тестирование по комедии «Горе от ума» А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Роль Лицея в жизни и творчестве. Друзья и дружба в лирике Тема свободы и власти в лирике Пушкина. («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар») Любовь как гармония душ в лирике Пушкина Тема поэта и поэзии. Раздумья о поэзии и смысле жизни («Пророк», «Памятник», «Бесы») Практикум. Обучение анализу стихотворения. Чтение наизусть Внеклассное чтение. Поэты 20 века о Пушкине (русский и осетинские) Роман «Евгений Онегин». История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа. Центральные герои и проблема. Один день из жизни Онегина. Коммент.чт.гл.1 Сестры Ларины. Изображение характеров и провинциального быта. Онегин и Ленский(гл.2) Онегин и Татьяна. Письмо Татьяны (гл.3-4) Анализ эпизодов. «Именины Татьяны». «Дуэль» (гл.5-6) Анализ эпизодов. «Именины Татьяны». «Дуэль» (гл.5-6) План 03.09 04.09 06.09 10.09 11.09 13.09 17.09 18.09 20.09 24.09 25.09 27.09 01.10 02.10 04.10 08.10 09.10 11.10 15.10 16.10 18.10 22.10 23.10 25.10 05.11 06.11 08.11 12.11 13.11 15.11 19.11 20.11 22.11 26.11 27.11 29.11 03.12 04.12 Факт 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 Татьяна в Москве (гл.7) Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Два письма (гл.8) Роман Пушкина в зеркале критики. Подготовка к сочинению Р/р. Сочинение по роману «Евгений Онегин» Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери» М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. (с включением стих. К. Хетагурова «У памятника Лермонтову». Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов Лирический герой поэзии М. Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества. Любовь в лирике Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова («Пророк», «Поэт» и др.) Образ России в лирике Лермонтова («Родина», «Предсказание» и др.) Судьба поколения в лирике («Дума») Обобщение по лирике Лермонтова. Анализ стихотворения (по выбору) «Герой нашего времени» как психологический роман». Замысел и композиция романа Загадки образа Печорина в повести «Бела», «Максим Максимыч» Загадки образа Печорина в повести «Бела», «Максим Максимыч» Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. «Тамань» «Княжна Мери». Дружба в жизни главного героя. Печорин, Грушницкий, Вернер Печорин в системе Женских образов. Вера. «Княжна Мери» Анализ эпизода «Дуэль» Проблема судьбы в романе. Белинский о творчестве Лермонтова Р/р. Сочинение по роману «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества «Мертвые души»: история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия Система образов поэмы «Мертвые души» Система образов поэмы «Мертвые души» Система образов поэмы «Мертвые души» Система образов поэмы «Мертвые души» Р/р. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Обучение характеристике литературного героя Р/р. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Обучение характеристике литературного героя «Мертвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценках критики Р/р. Сочинение по поэме «мертвые души» А.Н. Островский: обзор жизни и творчества Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Художественное своеобразие Л.Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии. Психологизм, формирование личности («Детство. Отрочество. Юность») А.П. Чехов: слово о писателе с включением прочитанного ранее. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» Рассказ «Тоска» Тема одиночества в рассказе Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин- крупный писатель 20 века, личность писателя «Темные аллеи». История любви Проверочная работа по творчеству Чехова, Бунина М.А. Булгаков: слово о писателе. «Собачье сердце» как социальнофилософская сатира 06.12 10.12 11.12 13.12 17.12 18.12 20.12 24.12 25.12 27.12 14.01 15.01 17.01 21.01 22.01 24.01 28.01 29.01 31.01 04.02 05.02 07.02 11.02 12.02 14.02 18.02 19.02 21.02 25.02 26.02 28.02 04.03 05.03 07.03 11.03 12.03 14.03 18.03 Серебряный век русской поэзии (обзор) Личность и творчество А. Блока Личность и творчество А. Блока Судьба и творчество С. Есенина Судьба и творчество С. Есенина В.В. Маяковский: слово о поэте. Лирика. Новаторство лирики М. Цветаева: судьба и творчество М. Цветаева: судьба и творчество А.А. Ахматова: обзор жизни и творчества Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Б.Л. Пастернак. Лирика. Современная осетинская поэзия. Б. Гуржибеков 88 Б.Л. Пастернак. Лирика. Современная осетинская поэзия. Б. Гуржибеков 89 «Судьба человека» М.А. Шолохов о судьбе человека и родины 90 «Судьба человека» М.А. Шолохов о судьбе человека и родины 91 А.И. Солженицын: слово о писателе. «Матренин двор». Тема и герои 92 Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» 93 Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» 94 Письменные работы по творчеству Шолохова и Солженицына 95 А.Т. Твардовский. «Я убит под Ржевом» и др. (с привлечением стихотворений осетинских поэтов о войне) 96 Песни и романсы на стихи русских поэтов и поэтов Осетии19-20 веков 97 Темы и проблемы зарубежной литературы (поэзии и прозы) 98 Темы и проблемы зарубежной литературы (поэзии и прозы) 99 Темы и проблемы зарубежной литературы (поэзии и прозы) 100 Темы и проблемы зарубежной литературы (поэзии и прозы) 101 Темы и проблемы зарубежной литературы (поэзии и прозы) 102 Резерв 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 19.03 21.03 01.04 02.04 04.04 08.04 09.04 11.04 15.04 16.04 18.04 22.04 23.04 25.04 29.04 30.04 06.05 07.05 13.05 14.05 16.05 20.05 21.05 23.05 27.05 28.05