ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык» Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 68 часов. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира,о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. № 1 Тема Вводный урок. Язык есть исповедь народа ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 2 Отражение в русском языке культуры и истории русского народа (§ 1) 3 Важнейшие функции русского языка (§1) 4 5 Р.Р. Работа с текстом. Приёмы сжатия текста Ключевые слова русской культуры (§2) 6 7 Основные разряды ключевых слов русской культуры. Работа с текстом (§2) Знакомство со структурой итогового собеседования 8 9 Крылатые слова и выражения в русском языке (§3) Значение и происхождение крылатых слов и выражений (§3) 10 11 Работа с текстом (Утсно) Развитие русского языка как закономерный процесс (§4) 12 13 Орфографический и пунктуационный практикум Основные тенденции развития современного русского языка (§5) 14 15 Развитие навыков пересказа с включение цитат Закономерности развития языка. Русский язык в интернете 16 18 Монолог. Развитие навыков создания текста. Самостоятельная работа Новые иноязычные заимствования в современном русском языке (§6) Развитие навыков пересказа 19 20 Роль заимствованных слов в русском языке (§6) Практикум. Разбор заданий ОГЭ 21 Заимствованные слова и их синонимичная замена в русском языке (§6) Развитие навыков устной речи. Чтение и пересказ текстов 17 22 25 26 Словообразовательные неологизмы в современном русском языке (§7) Проверочная работа по теме «Заимствованные слова». Словарная работа и мини-изложение Практикум. Разбор заданий ОГЭ Словообразовательные неологизмы. Работа с текстом (§7) 27 28 Переосмысление значений слов в современном русском языке (§8) Процесс развития новых значений слов (§8) 29 30 Стилистическая переоценка слов в современном русском языке (§9) Стилистическая переоценка слов в современном русском языке (§9) 31 Работа с текстом. Идея. Смысл фрагментов. Аргументы 23 24 План 05.09 06.09 07.09 12.09 13.09 14.09 19.09 20.09 21.09 26.09 27.09 28.09 03.10 04.10 05.10 10.10 11.10 12.10 17.10 18.10 19.10 24.10 25.10 07.11 08.11 09.11 14.10 15.10 16.10 21.11 22.11 23.11 28.11 29.11 30.11 05.12 06.12 07.12 12.12 13.12 14.12 19.12 20.12 21.12 26.12 27.12 28.12 Факт 32 Работа с текстом. Подготовка к устному собеседованию КУЛЬТУРА РЕЧИ 33 Активные процессы в области произношения и ударения (§10) 34 Активные процессы в области произношения и ударения (§10) 35 36 Трудные случаи лексической сочетаемости (§11) Работа с текстом. Подбор примеров из текста по теме сочинения 37 38 Работа с текстом. Развитие навыков пересказа, монологической речи Практикум. Подготовка к ОГЭ 39 40 41 42 Трудные случаи лексической сочетаемости (§11) Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений (§12) Прямая речь. Косвенная речь (§12) Языковой портфель культурного человека (§12) 43 44 Структура сочинения ОГЭ Речевой этикет в деловом общении (§13) 45 46 Формулы речевого этикета (§13) Правила сетевого этикета (§14) 47 Особенности общения в сети (§14) 48 49 Практикум. Подготовка в ОГЭ Орфографический и пунктуационный практикум РЕЧЬ. ТЕКСТ 50 Русский язык в интернете (§15) 51 Возможности и варианты общения: общение контактное и дистанционное (§15) 52 Работа с текстом. Развитие навыков сжатия 53 Практикум. Подготовка к ОГЭ 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 16.01 17.01 18.01 23.01 24.01 25.01 30.01 31.01 01.02 06.02 07.02 08.02 13.02 14.02 15.02 20.02 21.02 22.02 27.02 28.02 01.03 06.03 07.03 13.03 14.03 15.03 20.03 21.03 22.03 03.04 04.04 05.04 10.04 11.04 Виды преобразования текстов (§16) 12.04 Инфографика. Конспект (§16) 17.04 18.04 Практикум. Подготовка к ОГЭ 19.04 Стили речи. Разговорная речь. Анекдот, шутка (§17) 24.04 25.04 Приемы языковой игры: анаграмма, палиндром, каламбур и т.д. (§17) 26.04 Официально-деловой стиль. Деловое письмо (§18) 02.05 03.05 Особенности текстов официально-делового стиля речи (§18) 03.05 08.05 Практикум. Подготовка к ОГЭ 10.05 Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение (§19) 15.05 16.05 Публицистический стиль. Проблемный очерк (§20) 17.05 Язык художественной литературы. Прецедентные тексты (§21) 22.05 23.05 Орфографический и пунктуационный практикум 24.05 66 Практикум. Подготовка к ОГЭ 67 68 Резерв Резерв 29.05 30.05 31.05 31.05