ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», примерной рабочей программы под редакцией под ред. О. М. Александровой изд. Просвещение, 2020, а также Примерной программы воспитания а также примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с помощью конструктора рабочих программ сайта «Единое содержание общего образования». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национальнокультурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): 1. «Россия — родина моя»; 2. «Русские традиции»; 3. «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. № Тема РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ 1 Преданья старины глубокой. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня) 2 Преданья старины глубокой. В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении) 3 Преданья старины глубокой. А.С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент) 4 Преданья старины глубокой. М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» 5 Преданья старины глубокой. И. И. Лажечников «Новобранец 1812 года»(фрагмент) 6 Города земли русской. Петербург в русской литературе. А.С. Пушкин «Город пышный, город бедный…» 7 Города земли русской О.Э. Мендельштам «Петербургские строфы» 8 Города земли русской А.А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…») 9 Города земли русской Д.С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») 10 Города земли русской Л.В. Успенский «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики») 11 Родные просторы. Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня) 12 Родные просторы. Степь раздольная. П.А. Вяземский «Степь» 13 Родные просторы. Степь раздольная. И.З. Суриков «В степи» 14 Родные просторы. Степь раздольная. А.П. Чехов «Степь» (фрагмент) РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 15 Праздники русского мира. Августовские спасы. К.Д. Бальмонт «Первый спас» 16 Праздники русского мира. Августовские спасы. Б.А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок» 17 Праздники русского мира. Августовские спасы. Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» 18 Праздники русского мира. Августовские спасы. Е. И. Носов «Яблочный спас» 19 Тепло родного дома. Родительский дом. А.П. Платонов «На заре туманной юности» (главы) 20 Тепло родного дома. Родительский дом. В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (рассказ «Последний поклон») РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША 21 Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война. Н.П. Майоров «Мы» 22 Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война. М.В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй – завистник!...» 23 Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война. Ю.М. Нагибин «Ваганов» 24 Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война. Е.И. Носов «Переправа» 25 Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война. Е.И. Носов «Переправа» 26 Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов. Б.К. Зайцев «Лёгкое бремя» 27 Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов. А.Т. Аверченко План 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 10.03 17.03 31.03 07.04 Факт 28 29 30 31 32 33 34 «Русское искусство» О ваших ровесниках. Прощание с детством. Ю.И. Коваль «От красных ворот» (фрагменты) О ваших ровесниках. Прощание с детством. Ю.И. Коваль «От красных ворот» (фрагменты) Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой реке…» Лишь слову жизнь дана. И.А. Бродский «Мой народ» Лишь слову жизнь дана. С.А. Каргашин «Я - русский! Спасибо, Господи!..» Резерв Резерв 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05