Занимательный русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В.
«Занимательный русский язык».
Занятия по программе «Занимательный русский язык» позволяют показать учащимся
разнообразие и увлекательность мира слов, мира русской грамоты. Это имеет большое значение
для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе
занятий школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова
достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку может пробудить у
учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание
русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Поэтому особое
внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание чувства языка, этических норм речевого поведения.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить знания младших
школьников по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих
занятий.
Задачи курса:
- развитие лингвистических компетенций учащихся;
- формирование любви и уважения к русскому языку;
- развитие познавательных способностей младших школьников, культуры мышления;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Программа реализуется в течение четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4
класс). Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход
к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально
разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление
знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и
стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей
школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи,
пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие
строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах,
грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению
русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три
аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
 формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
 формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы
достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

2

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Развивающий аспект:
 развитие речи;
 развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и
опровергать;
 развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
 развитие двигательной сферы.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение
сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям.
Воспитывающий аспект:
 воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х
частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу,
установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя
приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических
играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания,
мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание
других. Эта часть занятия включает в себя помимо работы над основной темой, «Занимательный
привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой отвлеченный, а также проведение физминутки и «Мишуткину академию» (рубрику,
представляющую собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в
конкурсе «Русский медвежонок»).
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства
принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это
подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
3

Возраст детей, участвующих в реализации программы
Курс «Занимательный русский язык» представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах,
парах, индивидуальную работу. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин,
использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Во время занятий осуществляется межпредметная связь с уроками русского языка,
литературного чтения и окружающего мира.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общий объём учебного времени составляет 135 часов:
в 1 классе 33 недели по 1 часу в неделю (33 часа),
во 2 классе 34 недели по 1 часу в неделю (34 часа),
в 3 классе 34 недели по 1 часу в неделю (34 часа),
в 4 классе 34 недель по 1 часу в неделю (34 часа).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Важнейшим ценностным ориентиром курса «Занимательный русский язык» является
личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача
представлена на разных уровнях сложности: часть учеников овладевает решением новой учебной
задачи, работая вместе с учителем, часть учащихся это же задание выполняет самостоятельно, а
школьники, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более
сложном материале.
Ещё одним ценностным ориентиром при построении программы является направленность
обучения на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков
грамотного письма.
Так же в процессе изучения курса «Занимательный русский язык» у учащихся
формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к
его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь
является показателем общей культуры человека. Русский язык является для учащихся основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и

4

творческих способностей, основным каналом социализации личности, и во многом определяют
результаты обучения по другим школьным предметам.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:
1) осознание языка как основного средства человеческого общения;
2) любовь и уважение к Отечеству, восприятие русского языка как явления национальной
культуры;
3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека; умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, стремиться к более
точному выражению собственного мнения и позиции, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
 понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в
диалоге, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:
 владеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

5

 делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий;
 делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные
слова, отгадывать и составлять ребусы;
 называть противоположные по смыслу слова, работать со словарём;
 подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
 пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где
допущены
орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и
развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 класс
Тематическое планирование
1

Речь устная и письменная.

2

Что такое слово.

3

В мире звуков.

4

Звуки и буквы - не одно и тоже.

5

Что такое метаграммы.

6

Жили-были гласные и согласные.

7

Игротека.

8

Волшебник Ударение.

9

Такие разные согласные.

10

Такие разные согласные.

11

Русские народные загадки.

12

Зачем шипят шипящие.

13

Познакомьтесь: алфавит!

14

Привет, пословица!

1516

Поговорим о предложении.

17

Ещё немного о предложении.

18

Игротека.

19

Знакомимся с анаграммами.

Характеристика деятельности учащихся
Иметь представление о том, зачем нужна речь, что
такое устная и письменная речь.
Иметь представление о слове. Знать, что такое
ребус.
Иметь
представление о звуках, о понятиях
«фонетика», «фонема», «фонетический слух»,
«рифма». Понимать смысловое значение слова.
Иметь представление о различиях между звуками и
буквами.
Иметь
представление, что такое метаграмма.
Разгадывать метаграммы.
Иметь представление о гласных звуках и буквах от
согласных. Определять в слове гласные и согласные
буквы.
Находить в словах заданные звуки и буквы.
Определять
в словах место звука и буквы.
Разгадывать метаграммы.
Знать роль ударения в слове. Иметь представление
о том, что такое «омограф». Искать омографы в
предложениях. Определять ударный слог в слове.
Уметь отличать твёрдые согласные от мягких
согласных.
Уметь отличать парные и непарные звонкие
согласные от глухих согласных. Различать гласные и
согласные, согласных по звонкости-глухости,
твёрдости-мягкости.
Знакомиться с загадкой как с жанром устного
народного творчества. Выделять свойства и признаки
загаданного предмета.
Уточнять
знания
о
шипящих
согласных.
Знакомиться с понятием «пантомима».
Обобщать
знания
учащихся
об
алфавите.
Упражняться в правильном назывании букв и
звуков. Разгадывать русские народные загадки.
Упражняться
в
произнесении
скороговорок.
Записывать слова в алфавитном порядке.
Упражняться в выявлении скрытого смысла
пословицы.
Знакомиться с разновидностями предложений по
цели высказывания. Упражняться в умении
различать данные предложения, приводить примеры.
Знакомиться с разновидностями предложений по
интонации. Упражняться в умении произносить
данные предложения с соответствующей интонацией.
Знакомиться с понятием «шарада». Упражняться в
умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к
тексту.
Знакомиться с понятием «анаграмма». Разгадывать
анаграммы. Придумывать анаграммы к словам.
7

2021
22

23

24
25
26

27

28

2930

31

3233

Что такое текст.

Уточнять знания о тексте. Составлять рассказ по
серии картинок, определять тему основную мысль
текста.
Что мы пишем с большой буквы.
Знать правила написания заглавной буквы.
Упражняться в написании заглавной буквы в именах
собственных.
О безударных гласных.
Уточнять знания о безударных гласных в корне,
требующих проверки. Подбирать проверочные слова,
исправлять допущенные ошибки.
О парных звонких и глухих Уточнять знания о правописании парных согласных
согласных.
в словах в словах. Подбирать проверочные слова.
Слова-приятели.

Подбирать синонимы к данным словам, находить
среди слов синонимичные пары.
Игротека.
Упражняться в написании безударных гласных и
парных согласных в корне, находить среди группы
слов синонимы, подбирать синонимы к данному
слову.
Слова-неприятели.
Знакомиться с понятием «антоним». Подбирать
антонимы к словам, находить антонимичные пары в
группе слов.
Волшебное слово предлог.
Знакомиться с предлогами. Подбирать подходящие
по смыслу предлоги, писать их раздельно со
следующим словом.
Что за зверь такой - фразеологизм. Знакомиться с фразеологизмами и их значением.
Подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы
для
придания
образности
речи.
Находить
фразеологизмы в письменной и устной речи.
Игротека.
Знакомиться с понятием «омоним». Различать
синонимы, омонимы, вставлять в предложение
подходящие по смыслу предлоги, соотносить
фразеологизмы и их значения.
Учимся различать слова разных Различать слова разных частей речи.
частей речи.
2 класс
Тематическое планирование

Что мы знаем о звуках и буквах.

Что такое лексика?
Однозначные и многозначные слова.
Слова-братья.
Слова – наоборот.
Пословица недаром молвится.
Игротека.

Характеристика деятельности учащихся
Уточнять представление о звуках и буквах русского
языка. Повторять понятия: «фонетика», «фонема»,
«фонетический слух».
Знакомиться с понятиями «лексика», «лексикон»,
«лексическое значение слова».
Знакомиться со словами, имеющими одно и
несколько значений.
Подбирать синонимы к данным словам, исключать
лишнее слово из ряда синонимов.
Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста.
Подбирать пословицы, выражающие главную мысль
текста.
Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из
текста.

8

И
снова
пословицы,
пословицы, Играть с пословицами.
пословицы…
Играем со словарными словами.
Играть со словарными словами.
Анаграммы.
Игротека.
Секреты некоторых букв.

Шарады, анаграммы и метаграммы.

Разгадывать анаграммы.
Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова.
Знакомиться с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю;
разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости
согласных; разделительный Ь.
Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы.

Еще раз о синонимах и антонимах.

Вычленять синонимы и антонимы из выражений и
текстов.
Игротека.
Повторять правила написания: Ь как показатель
мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять
синонимы и антонимы из выражений и текстов.
Слова, обозначающие предметы.
Знакомиться с именем существительным как частью
речи,
одушевленными
и
неодушевленными,
собственными и нарицательными.
Слова,
обозначающие
действие Знакомиться с глаголом как частью речи.
предметов.
Слова,
обозначающие
предметов.

признаки Знакомиться с именем прилагательным как частью
речи. Различать имена прилагательные по вкусу,
размеру, форме, цвету.
Игротека.
Распознавать
части
речи;
одушевленные
и
неодушевленные предметы; подбирать синонимы.
Текст, тема, главная мысль.
Упражняться в определении темы и основной мысли
текста. Составлять рассказ по картинкам.
Заголовок - всему голова.
Определять особенности заголовков.
Работаем с фразеологизмами.
Употреблять фразеологизмы в речи.
И снова пословицы.
Играть с пословицами.
Ещё раз о фразеологизмах.
Играть с фразеологизмами.
Русские народные загадки.
Разгадывать русские народные загадки.
Игротека.
Повторять понятия: текст, тема и основной мысль
текста, заголовок текста, фразеологизмы. Повторять
пословицы, фразеологизмы, русские народные
загадки.
И вновь словарные слова.
Играть со словарными словами.
Учимся
различать
имена Упражняться в различении частей речи.
существительные, имена прилагательные
и глаголы.
Какие слова русского языка помогают Знакомиться
с
именами
прилагательными,
называть качества характера.
служащими для характеристики человека.
Повторяем…
Разгадывать русские народные загадки. Выполнять
звукобуквенный разбор. Решать головоломки.
3 класс
Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Да здравствует русский язык!

Знакомиться с русскими народными пословицами,
загадками, фразеологизмами.
Систематизировать изученные вежливые слова.
Выявлять скрытый смысл пословиц и поговорок.

Вежливые слова.
Поговорки и пословицы.

9

Запоминаем словарные слова.
Игротека
Растения во фразеологизмах.
Животные во фразеологизмах.
Игротека.
Я не поэт, я только учусь…
Как Морфология порядок навела.
Игры с пословицами.
Игротека.
И снова животные во фразеологизмах.
Кое-что о местоимении.
Познакомимся поближе с наречием и
числительным.
Игротека.
Состав слова. Основа слова. Формы
слова.
Про корень и окончание.
Про суффикс и приставку.
Игротека.
Непроизносимые согласные.
Учимся различать приставку и
предлог.
Учимся писать не с глаголами.
Имена существительные с шипящим
звуком на конце.
Его величество Ударение.
Поговорим о падежах.
Игротека.

Сложные слова.
От архаизмов до неологизмов.
По страницам энциклопедий.
Повторяем… Готовимся к конкурсу
«Русский медвежонок».

Играть со словарными словами. Повторять русские
народные пословицы, загадки, фразеологизмы.
Выяснять значение фразеологизмов: «манна небесная»,
«задавать перцу» и т.д.
Выяснять значение фразеологизмов: «показать, где раки
зимуют», «мышиная возня» и т.д.
Повторять словарные слова, растения и животные во
фразеологизмах.
Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки.
Различать части речи.
Выявлять скрытый смысл пословиц.
Подбирать рифмующиеся слова. Различать части речи.
Выяснять значение фразеологизмов: «три кита», «ход
конем» и т.д.
Изменять местоимения по падежам.
Знакомиться с наречием и именем числительным как
частями речи.
Повторять части речи.
Выделять основы слов, части слова.
Подбирать однокоренные слова, различать формы
слова.
Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к
словам схемы.
Разбирать слова по составу. Составлять слова из
данных частей. Подбирать слова к схемам.
Упражняться в правописании слов с непроизносимыми
согласными.
Упражняться в правописании приставок и предлогов.
Упражняться в написании не с глаголами.
Упражняться в правильном написании имён
существительных с шипящим звуком на конце.
Упражняться в правильной постановке ударения.
Определять падежи имен существительных.
Упражняться в правильном написании имён
существительных с шипящим звуком на конце.
Подбирать рифмующиеся слова. Определять падежи
имён существительных
Писать слова, образованные путем сложения двух основ.
Распознавать архаизмы и неологизмы.
Знакомиться с энциклопедической статьей.
Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы,
читать энциклопедическую статью. Разбирать слова по
составу.
Выявлять скрытый смысл пословиц. Решать
головоломки.
4 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

И снова о русском языке…

Выяснять роль русского языка в жизни общества, его
красоту и богатство.
Выяснять смысл понятий: «крылатые слова» и

Крылатые слова и афоризмы.

10

Копилка занимательных заданий.
Об именах.
О русских фамилиях.
В поисках сбежавших головоломок.
Мы играем в логогрифы.
Учимся распознавать речевые ошибки.
Коллекция «заморочек».
Игротека.
Ох уж эти фразеологизмы!
Работаем над рифмами.

Словесные забавы.
Игротека.
Продолжаем работу над
фразеологизмами.
Русские пословицы и поговорки.
Ассорти для любителей русского
языка.
Игротека.
И снова о фразеологизмах.
Однородные члены предложения.
Ошибочка вышла!
Игротека.
Про омонимы и их разновидности.
Еще немного фразеологизмов.
В стране Перевертундии.
Игротека.
Что такое «паронимы».
Запоминаем словарные слова.
31 июня. Игротека.
Повторяем…

«афоризмы».
Решать занимательные задачи.
Знакомиться с историей возникновения древнерусских и
современных имён, разнообразием имён и их форм.
Знакомиться с историей возникновения русских фамилий,
распространенными способами происхождения русских
фамилий.
Решать занимательные задания.
Знакомиться с логогрифами – словесными загадками,
разными вариантами игры в логогрифы.
Распознавать и устранять распространенные типы
речевых ошибок.
Решать занимательные задания.
Повторять логогрифы, речевые ошибки.
Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения,
заменять словосочетания соответствующими
фразеологизмами.
Определять отличительные признаки стихотворного
текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся
слова, продолжать сочинения стихотворения, следуя
заданной теме.
Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме».
Повторять: рифмы парные, перекрестные,
опоясывающие. Играть со словами.
Подбирать к ситуациям соответствующие
фразеологизмы.
Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый
смысл пословицы.
Решать занимательные задания.
Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание
(важный человек, важная птица).
Выделять однородные члены предложения.
Решать занимательные задания.
Повторять: однородные члены предложения,
фразеологизмы.
Знакомиться с «омонимами» - словами, схожими по
звучанию, но различными по лексическому значению.
Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять
словосочетания фразеологизмами.
Решать занимательные задания.
Повторять: омонимы и их разновидности; историю
происхождения и значения фразеологизмов: «закусить
удила», «попасть впросак».
Различать паронимы.
Играть со словарными словами.
Решать занимательные задания. Повторять: паронимы,
словарные слова.
Повторять русские имена и фамилии, афоризмы и
логогрифы. Повторять названия рифм, происхождение и
значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Работать
над речевыми ошибками.

11

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические материалы для учителя:
1) Занимательный русский язык. 1 класс: Методическое пособие / Мищенкова Л.В. – М.:
РОСТкнига, 2015.
2) Занимательный русский язык. 2 класс: Методическое пособие / Мищенкова Л.В. – М.:
РОСТкнига, 2015.
3) Занимательный русский язык. 3 класс: Методическое пособие / Мищенкова Л.В. – М.:
РОСТкнига, 2015.
4) Занимательный русский язык. 4 класс: Методическое пособие / Мищенкова Л.В. – М.:
РОСТкнига, 2015.
5) Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
6) Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
7) Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург ТОО: АРГО, 1996.
8) Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996.
9) Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара: Сам Вен, 1997.
10) Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991.
11) Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Пособия для учащихся:
1) Занимательный русский язык. 1 класс: Рабочие тетради / Мищенкова Л.В. – М.: РОСТкнига,
2015.
2) Занимательный русский язык. 2 класс: Рабочие тетради / Мищенкова Л.В. – М.: РОСТкнига,
2015.
3) Занимательный русский язык. 3 класс: Рабочие тетради / Мищенкова Л.В. – М.: РОСТкнига,
2015.
4) Занимательный русский язык. 4 класс: Рабочие тетради / Мищенкова Л.В. – М.: РОСТкнига,
2015.
Электронно-программное обеспечение (при возможности):
1) компьютер;
2) презентационное оборудование;
3) телевизор.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».