Принято IПедагогическиl lедагогическиьсоветом Продgкол oi"И l{s { 0а . Козлова план учебный для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - среднеЙ общеобразовательноЙ школа ЛЬ3 имени Евгения Игнатьевича Крупнова Республики Северная Осетия-Алания 2024-2025 учебный год г. Моздок год. I.Пояснительная записка к учебному плану на 2024-2025 учебный 1.1 Муниципальное бюджетное общеобрЕвовательное учреждение - ocHoBHEuI общеобразовательнаJI школа им. полного кавалера ордена Славы Н.А. Мартыненко с.Киевского Моздокского района Республики Северная бсетия-Алания реа_rr"зуеf уrебньй план в соотВетствии с нормативно-правовыми докр{ентаIчlи: о о . о о . о о ' о о Федеральным законом от 29.12.2012 Jф 27З-ФЗ <Об образовании в Российской Федерации>; Федера:tьноЙ образовательной программой основного общего образования, утверlIценноЙ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от |6.1|.2022 jФ 993; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022Ns 1 025 кОб утверждении федеральной адаптированной образовательной ПРОГРаММы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья>; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 202l г. м 287 "об УТВеРжДении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.202З Np 1028 кО внесении изменений в некоторые прикttзы Минобрнауки и Минпросвещения России, касающиеся федеральных государственных сТандартов основного общего образования и среднего общего образования>; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.0|.2024 Ns З| <<О внесении изменений в некоторые прикЕlзы Минобрнауки и Минпросвещония России, касающиеся федеральньIх государствеЕньIх стандартов начального общего образования и основного общего образования>; Приказ Министерства lrросвещения Российской Федерации от 19.03.2024 Jt 171 (О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РОссийской Федерации, касающиеся федеральных государственных програп4м НаЧаЛЬнОго общего образования, основного общего образования и сроднего общего образования>; Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября2022 г. Jtr 858 "об УТВеРжДении федерального перечня учебников, допущенных к использованию ПРИ Реализации имеющих государственную аккредитацию образовательньIх программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организац иями ) осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования искJIюченньIх уrебников (с изменениями прикЕв Минпросвещения России от 21 мая 2024 г. Jф3 47, лриказ Минпросвещения России от 21 февраля2024 г. Jф119); Приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. Ns 699 <об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск 1^лебньтх пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аККРеДиТацию образовательньD( программ начального общего, основного общего, среднего общего образования>. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 J\Ъ 845/369 <Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей о о о о о О о О О О образовательную деятельность, результатов освоения обуrающимися 1"rебньrх IIредметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, доIIолнитOльньж образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность)). Приказом Министерства просвещения России от 02.08.2022 Ns 653 коб УТВеРЖДеIrии федерального перечня электронных образовательньж ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аККРеДитацию образовательньIх программ начаJIьного общего, осIIовного Общего, среднего общего образованип (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 J\ъ 69822). Письмом Министерства просвещения России от 03.03.2023 м ОЗ-З27 <<о направлении информации) (вместе с кметодическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ>). Письмом Министерства просвещения России от 16.01.2023 J\Ъ 03-68 ко направлении информации) (вместе с кИнформацией о введении федера;lьных основных общеобразовательных программ>), Письмом Министерства просвещения России от 15.02.2022 NрАЗ-l 13/03 кО направлении методических рекомендаций> (вместе с <Информационнометодическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования>). Письмом Министерства просвещения России от 08.08.2022 J\Ъ ТВ-1517/03 (О НаПРаВЛеНИИ информации) (вместе с кОтветаirли на наиболее частые вопросы, возникающие на регионttJIьном, муниципt}льном уровнях и уровне образовательной организациипри введении обновленньж ФГоС Ноо и ООО)). УНиверсulльными кодификаторами распредепённьтх по классам проверяемьж ТРебОВаниЙ к результатам освоения основной образовательной rrрограммы по УРОВНЯМ ОбЩего образования и элементов содержания по уrебным предметап{ ДЛя испольЗования в федеральных и регионаJIьных процедурах оценки качества ОбРаЗОВания, rrодготовлонные Федеральным государственным бюджетньтм НаУчныМ учреждением кФедеральный институт педагогических измерений> и Р.}ЗМеЩенные на саЙте htфs://fipi.rrr/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatoryoko. СП 2.4.з648-20 кСанитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обуrения, отдыха и'оздоровления детей и молодежи), утвержденные ПОсТановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 Jt 28; СаНПИН 1.2.3685-21 кГигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности дпя человека факторов среды обитанил>, утвержденные пост€lновлением главного государственцого санитарного врача от 28.01 .202I Nч2; <МР 2.4 0ЗЗ|-2З.2.4 Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации уrебной нагрузки в образовательньIх ОРГаНИЗациях. Методические рекомендации> (утв. Главньгм государственным санитарным врачом РФ 10.1|.202З); ПОряДком организации и осуществления образовательной доятельности по ОСноВным общеобразовательным программам образовательным rrрограммам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения от 22.0З.202t JФ 115; - I Iисьмом Миttис,герсl,ва IIросвсIIIения о,г 0З.03.2023 ЛЬ 0З-З27 кО направлеции информации>; Письмом Рособрнадзора от 20.06.2018 J\fu 05-192 кОб изучении родных языкOв из tIисла,l:]1,IKOB IJародов I)оссийской Федераrlии>; Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); При составлении учебного плана использовЕIлись : О Письмо ,Щепарталлента государственной политики в сфере общего ОбРазования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.201-6 J\b08-703 кОб использовании карт образовательной деятельности); О Письмо .Щепартамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от Т 4.04.20| б Nq08-709 <<О списках рекомендуемых произведений> в 1.2. Учебный план школы формируется в соответствии с федеральным учебным планом ООО и потребностями обуrающихся и их родителей (законньIх представителей). В об_разовательной программе школы определены следующие цели: n Обеспечить образовательный процесс, предусмотренный уrебным планом школы, в СООТВетсТвии с регионzIльным учеOньrм планом образовательных учреждений РСОАлания; "- создатЬ условия для рtlзвития_ креативной личности, имеющей социtlJIьноПОЗиТиВнУю позицию и способной к адаптации в постоянно меняющемся и природном мире, в соответствии с Концепцией школы; - 9ТРУ_Тg9Ц9y_социчъном СфОРМИРОВаТЬ У ООУчающихся широкиЙ научныЙ кругозор, общекультурные , , )' интересы; создать условия для раскрытия способностей каждого ученика; СОЗдать условия для успешного внедрения обновленньгх ФГОС ООО. 1.3 УЧебныЙ план образовательного учреждения (организации)на2024-2025учебный годобеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленньIх СанПиН 2.4.з648-20 <Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обуrения в общеобразовательньш г{реждениях), УТВеРЖДеННЬЖ ПОСТанОВлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. М 28 и предусматривает: - _5-летний нормативный срок освоения образовательньD( программ основного общего образования для V-IX классов; г. 1.4 УЧебНЫй гоД начинается 02.09.2024 Для профилактики переутомления ПРеДУСМотреноравноморное распределение периодов учебного времени и каникул в кtlJIендарном учебном графике. v- Ш классы - не менее 34 учебных недель. количество часов, отведенньIх на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участникtlпlи образовательного пРОцесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.з648-20. недельнЕuI на|рузка paBнoryIepнo распредеJuIется в течение уrебной _ _ О9Рry9ВЩел}цая недели, при этом ооъем максимЕtльной допустимой нагрузки в течение дня составлirет: - для обуч€lющихся 5-7 классов - не более 7 уроков; - для обучающихся 8-9 кпассов - не более 8 уроков. РаСПиСание Уроков составляется отдельно для урочной и внеурочной деятельности. внеурочная деятельность планируется в дни с наименьшим копичеством обязательньтх уроков. Продолжительность урока (академического часа) во 5-9 классах не более 40минут. учебные занятия проводятся по 5-дневной уrебной неделе и только в первую сМенУ; возраста ,щля уловлетворения биопогической потребности в движении независимо от неделю. в обучающихся проводится до 3-х уtебньш занятий физической культурой Режим работы по пятидневной или,шестидневной уlебной неделе образовательной организацией саirлостоятельно. Начало занятий в 08-3 0. опреДеляеТСЯ Объем домашних заданий (по всем предметам) предусмотрен не выше астрономическихчасах):во5-хклассах-2ч,в6-8классах-2,5ч,в9-классе-3,5ч. (в (СанПиН 1.2.З685-2l). При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (5-9 классы), "ТрУД (технология)" (5 - 9 классы) возможно деление классов на две группы при наIIолняемости 20 и более человек, при Еаличии финансовых резервов. При разработке содержания третьего часа учебного предмета <<ФизическЕuI культУра) и деление их в зависимости от состояния здоровья на три групIIы: основную, подготовительную и специr}льную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерачии от З1.10.2003 J\Ъ 1351-26Зl|2З кОб оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специЕ}льной медицинской группе для занятий физической культурой>). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики но менее 2мину. .Щля обуrающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительноЙ медицинской группе, занятия ориентируются на выработку умений использовать физические упражнения дJIя укрепления состояния здоровья. .Щля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специa}льной медицинскоЙ группе, учитываются противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний, занятия ориентируются на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности. учитывается состояние здоровья обуlающихся 1.5 Щля реализации образовательньж программ используются: учебники из чисJIа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомондуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования (Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября2022 г. Jф 858 "Об утверждении федерального перечня уrебников, допущенных к использованию при реЕrлиЗации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использовЕIния исключенньrх уrебников. Норма обеспеченности образовательной деятельности уrебньши изданиями опроделяется исходя из расчета: - не менее одного учебника в печатной или электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обуrающегося по каждомУ УчебнОМУ предмету, входящему в обязательную часть учебного плана осноВных общеобразовательных програпdм ; - не менее одного учебника в печатной или электронной форме на каждого обучающегОСя по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участникаМи образовательных отношений, уrебного плана ocHoBHbIx общеобразовательных прогрilNIм. 1.б. Во 5-9 классах Перемены от 10 до 20 мин 1 перемена 10 мин жительность расписание звонков: 2 перемена 15мин 3 перемена 15 мин 4 перемена 10 ми 5 перемена 10мин 6 перемена 10 ми 8:30 9:20 - - 9:10 10:00 10:15- 10:55 11:10- 11:50 к 12:00 к 12:50 - - 13:30 1З:40 - \4:20 1.7. Основные направления внеурочной деятельности: ,/ спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, { научно-познавательное, проектнчш деятельность ,/ патриотическое, \/ общественно-попезнtидеятельность, При организации внеурочной деятельности используются програп{мы линейных курсов внеурочной деятельности (устанавливается определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой уrителя) и прогрtlп{мы нелинейньж (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изг{ение устанавливается общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, (круглые столы), конференции, диспуты, олимпиады, военно-патриотическоо движение, соревнования, краеведческаJI деятельность, общественно-полезные практики, проектнаlI деятельность, и т.д. Внеурочная деятельность организуется с учетом инторесов детей и обеспечивает интеграцию осIIовного и дополнительного образования rIащихся в течение дня, способствует формированию образовательного пространства, объединяющего в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы. 1.8Учебная нагрузка педагогических работников. Учебная нагрузка педагогических работников опредеJuIется с учетом количества часов по учебным планаNI, рабочим программаNl уrебных предметов, образовательным прогрЕlIчIмам в соотвотствии с прикi}зом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 J\b 1601 кО продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре). При определении у,rебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотреннiш образовательной программой школы. r' II. Основное общее образование 2.1Учебный план ооо Учебный ппан составлен в соответствии с Федеральным учебным планом основного общего образования (вариант 4). Количество учебных заъlжий за 5 уrебных лет составляот 5338 часов. Обязательнtш часть учебного плана опроделяот состав учебных предметов обязательньrх предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательньtх организациях, реtlлизующих основную образовательную прогрчlI\4му основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изrIение IIо классам (го2lам) обучелtияl. lIJIaHa I}KJIIOLIaеT, tз ссбяt етные об;rасти: обязательная часть ющие п язык и л Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и инфOрматика Общественно-научные предметы Естественнонаучные предметы основы дyховно-нравственной культуры народов России Искyсство Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Часть учебного плапа, формируемая участниками образовательных отношений представлена внеурочной деятельностью и утверждается планом внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям раздела кВнеурочнаlI деятельность)) является в неотъемлемоЙ частью образовательного процесса образовательном rryеждении. Обуrшощимся представлена возможность выбора широкого спектра занятий, направленных Еа их рtlзвитие. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитываотся при определении максимz}льно допустимой нагрузки, но учитывается при заполнении критериев на стимулирующую часть ФОТ педагога. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности оздоровительньIх лагерей дневного пребывания. организации различньIх видов внеурочной деятельности используются 'Щля общешкольные помещения: спортивный за-п, библиотека, а также rrомещения близко расположонного,,ЩК с.Киевского, спортивные сооружения. Годовой учебный план для 5-9 классов Учебный план основного общего образования 5 - 9 классы МБоУ СоШ Jtlb 3 г. Моздока Недельный план при б - дневной уlебной неделе (с изучением родного языка) Предметные Учебные Кол чество часов в неделю области предметы v VI VII VIII ж всего обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 6 4 J J 21 a литература литература J J 2 2 J 13 Родной язык и Родной язык 2 2 2 2 2 10 Родная 1 1 1 1 1 5 роднtш литература литература a а a a Иностранные Иностраrrный J J J J J 15 языки язык математика и математика 5 5 10 а информатика Алгебра J J J 9 геометрия 2 2 2 6 Вероятность и 1 1 J 1 статистика Информатика 1 1 J 1 Общественно История 2 2 2 2 2 10 научные предметы Обцествознание 1 1 1 1 4 География 1 1 2 2 2 8 1 Естественно Физика 2 2 J 7 научные предметы Основы духовно нравственной культуры народов России Искусство Технология (труд) Физическая культура и основы безопасности жизнедеятепьности Химия Биология Основы духовно - нравственной культуры наоодов России Искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура основы безопасности и защиты Родины итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений математика Финансовая грамотность Педагогика/психология 2 4 2 7 1 1 1 1 1 1 l 1 1 1 (иок) 2 2 2 1 1 8 2 2 2 2 2 10 1 1 2 з4 з5 |64 з2 з1 2 1 1 2 2 1 2 JJ 1 1 J 4 2 1 1 1 однкр 1 2.2. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (5-11 классы): Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами роализации основной образовательной прогрчlN,Iмы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и расIIределение IIо периодап,I обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обуrающихся. Учебньй план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. ОбязательнаlI часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательньтх предметньж областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательньD( организациях, реализующих основную образовательную программу начilIьного общего образования) и учебное время, отводимое на их изучение по классап,I (годам) обуrения. Часть уrебного плана, формируемая участниками образовательньIх отношений, обеспечивает реализацию индивидуЕtльных потребностей обучающихся. При реализации уrебного плана количество часов на физическую культуру составляет в 5,6,9 классах 2 часа, третий час будет реализован за счет часов внеурочной деятельности. Предусмотрены традиционные каникулы. всего одаронных дотей и детей с .Щля развития потенциала обучающихся, прежде ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участие сап4их обуrающихся и их родителей (законньш представителей) индивидуальные учебные планы. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется IIо четвертям и в конце года. 2.3. Региональная специфика учебного плана Региональной спецификой уrебного плана начального общего образования является: - изучение курса <География Осетии> осуществляется интегрировано в рамках изуrения предмета <География>> в 8 и 9 классе. 2.4 Организация внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью в рамках реi}лизации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, которtш осуществляется в формах отличньD( от классноурочной и направлена на достижение планируемых результатов освоония основной образовательной программы. Для реализации основной образовательной прогр€tI\4мы основного общего образования, для обеспечения рЕ}звития индивидучrльньж способностей детей, удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей (законньтх представителей) предлагается: деятельность, рчlзличная внеурочнаlI (луховно-нравственное, организуембI по направлениям лиtIности ра:}вития общекультурное, общеинтеллекту{lльное, спортивно-оздорOвитеJIьное, социальное). Школа саNIостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся lrри получении ООО (до 1750 часов за пять лет обуrения) с rIетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максим{tльно допустимой недельной нагрузки обучающихся. .Щопускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годаNl обучения, а также их ср{мирование в течение учебного года. Щля сохранения преемственности, часть курсов внеурочной деятельности, ведение которых начиналось на уровне начального общего образования (I-IV классах) продолжаотся на уровне основного общего образования (V-IХ класс). внеурочной деятельности определяет состав 2.5, Особенности учебного плана, предметная область (ОДНКНР) <<Основы духовно- нравственной кульryры народов Россииr> Предметная область <<Основы духовно-нравственной культуры народов России> в соответствии с ФГОС основного общего образования должна обеспечить, в том числе, знание основньIх норм морttпи, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционньж религий и гражданского общества в стilновлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В раlrлках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих регионЕtльные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение слодующих результатов: - воспитание способности к духовному рчввитию, нравственному самосовершенствованию; воспитilние веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание ocHoBHbIx норм морапи, нравственных, дщовных иде€lлов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к СОЗНаТеЛЬНОМУ СtlП,IООГРаНИЧеНИЮ В ПОСТУПКаХ, ПОВеДеНИИ, РаСТОЧИТеЛЬНОМ потребительстве; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционньIх религий, их роли в рtlзвитии культуры и истории России и человечества, в становлении грЕDкданского общества и российской государственности; - Irонимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; ; формирование представлений об исторической роли традиционньж религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, на ее изг{ение вьцеляется 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет обязательной части учебного плана. Область включает учебный предмет <<Основы духовно-нравственной культуры народов России>>. Приказом Министерства просвещения РФ от 28.Т2.201.8 JS345 опроделены уrебники, которые используются при изrIении данной предметной областй. 2.б. Учебно-методическое обеспечение Школой при реализации образовательньш прOграмм для испOльзования выбраны: - Учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованньIх к использованию при реализации имеющих государственную аккродитацию образовательных програNIм общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября2022 г. Jф 858 "Об утверждении федеральIIого lrеречня уrебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государствеIIную аккредитацию образовательньrх программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования искJIюченньtх учебников); - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск уrебных пособий, которые допускtlются к использованию при реЕtлизации имеющих государственную аккредитацию образовательных прогр€lп,Iм начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 20lб r. J\Ъ 699 кОб утверждонии перечня организаций, осУществляющих выпуск учебных пособий, которые допуск€lются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных програN{м начального общего, основного общего, среднего общего образования>). III. Ожидаемые результаты: ,/ освоение образовательной программы основного общего образования (5-9 классы), ,/ уменио оперировать полученной суммой знаний, ,/ ,/ . овладение основными умениями и навыками общения и учебного труда, рtц}витие у обучающихся позитивно-активного отношения основы гражданственности и любви к Родине. к природе как