,/_ ОЙ /,/ Согласовано. 3ам.директора по ВР Белоусова Т.В, flaTa Программа внеурочной математике деятельности для З класса по пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обуrению математики, стремиться развивать свои интоплектуаJIьныо возможности. учацимся ознакомиться со многими интересными вопросаivlи математики Еа данном этапе обуrения, вьIходящими за раIчlки школьной програN{мы, расширить целостное представпеIIие о проблеме данной Еауки. Решение математических задач, связанньIх с логическим мышлением закрепит интерес детей к ,Щанная программа позвоJuIет познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительньD( операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важЕым фактором реаJIизации данной fiрограп{мы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать IIавыки аргумеЕтации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует позназатепьным возможностям младших школьfiиков и предоставляет им возможность работать на уровIIе повышенньж требований, развивая уrебную мотивацию Индивидуально - групповые занятия должны содействовать развитию у летей математического образа мышпения: краткости petм, умелому использоваЕию символики, правипьному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектнаrI деятепьность и другие технологии, используемые в системе работы , должны быть оснqваны на rrrобознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Щанная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаrтий по предмету, достойно выступать на олимпиадах и гIаствовать в ра:}личных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу )чащихся на занятии. .Щля эффективности И Г З желательно, чтобы работа проводилась в м€lльж группах с опорой на индивидуальную деятельность, с поспедующим общим обсуждением полуIенЕьIх результатов. ИГЗ создается при участии всего класса. Ifель, задачи и принципы программы: Ifель: развивать математический образ мышпения 3аdача: расширять кругозор учащихся в различньж областях элементарной математики; о расширять математические знания в области многозначньж чисел; . содействоватьумеломуиспользованиюсимволики; о }чить правильно применять математическую терминологию; о рOзвивоть умения отвлекаться от всех качественIIьIх сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественньIх сторонах; о }моть делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Прuнцапь, про2раммьt: , Акmуальносmь Создание условий дJuI повышения мотивации к обучению математики, сц)емление раalвивать интеллектуапьные возможности rIащихся. Научносmь Математика - учебная дисциппина, р€lзвивЕtющаJI умения погически мыслить, видеть количественнуIо сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Сасmемносmь Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельньпl примеров) к общим (решение математических задач). . Пракmuческая направленносmь . . . Содержание индивидуально групповьтх занятий направлено на освоение МаТеМаТичеСкоЙ термиЕологии, котораJI пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательньж задач, которые впоследствии помогут ребятаI\,1 принимать участие в школьЕых и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. обеспеченаелlоmuвацuu Во-первьгх, развитие интереса к математике как науке физико-математического НапРаВлония, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Курс орuенmацаонньtй ОН ОСУЩеСтВляет rIебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данноЙ точноЙ науки, расширяет кругозор, углубляет знания.в данной уlобной дисциплине. Пр еd полаzаемые р езульmаmь, : Занятия должны помочь учапIимся: о }СВоиТь основные базовьте знЕtния по математике; её ключевые понятия; . помочь уqяпIимся овладеть способmли исследовательской деятепьности; . формировать творческое мышление; . способствовать улучшению качества решения ]адач разлиIшого уровня сложности учапlимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах О сно в н ые в ud bt d еяmельно сmu учалцuхся : о . . . РОШОНИе ЗаНИМаТеЛЬЕЬIХ ЗаДаЧ; знакомство с научно-популярной питературой, связанной с математикой; сап,Iостоятельнtжработа; работав парах, в группах; творческие работы Описание места учебного курса в учебном плане Програrrлма курса рассчитана на 1 год. Запятия 1 раз в неделю.(34 учебной недели) Формирование универсальных учебных действий У у ч а u4 uхся бу dу m с ф о рм uр о в aъbl сл е dy ю ец uе УУ[ : реryлятивцые - умение осуществJuIть действие по образцу и заданному правиJry; умение сохранять заданную цель, уIuение видеть ука:}анЕую ошибку и исправлять ео по указанию взрослого. и сериации на конкретно-чувственном предметноМ Материале; операция установления взttимЕо-однозначного соответствия. коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодолеНие госпоДства эгоцентрической позиции в межличностньж и прострЕlнственньж отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем СТРОИТСЯ ВОСПИТаНие Уважения к иноЙ ToIIкe зрения, умение строить понятные дJUI партнера высказывtшIия, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уN[еть задавать ВОПРОСЫ, ЧТОбЫ с их помощью полушть необходимые сведения от партнера по деятельности. Уч е н uк п олу ч um в о злl4 о Jtc н о с mь dля ф орм uр о в ан uя у н uв ер с шIь Hbtx у ч е б н blx l е йсm в uй : личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. РеryЛЯТивные результаты - р(ение контролировать свою деятельность по результату, уI!{ение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. познавательные результаты - умение выдеJIять параметры объекта, поддающиеся ИЗМерению; умение вьцелять существенные признаки конкретно-чувственньж объектов; действие моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где познавательные - операция классификации a, вьцелены существенные характеристики объекта, умение устаIIавливать аналогии на предметном материаJIе. КоммуниКативные результаты - приемлемое (т.е. Ее негативное, а желательно ЭМОЦИОЕzlЛЬНО ПОЗИТИВНОе) ОТНОШеНИе К ПРОцессу сотрудничества; умение слушать собеседника. 2. Предметные результаты ипдивидуально - групповые занятия должны помочь учащимся: о }своить основныо базовые знания по математике; её ключевые понятия; , помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; . формировать творческое мышление; , способствовать качества улучшению решения задач различного уровня сложности учапимися; успешному выступпеЕию на олимпиадах и конкурсах. требования к рeзультатам обучения учащихся 4 класса О буч аюtцuйся н аучumся : - проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур конструировать предметы из геометрических фи.ур. - разгадывать и составлять простьiе математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вьЕIитание; О бучаюuluйся получum в оЗJчtосtсно сmь научumься : _ выполнять упражнения с чертежей на Еелинованной бумаге. _ задачи на противоречия. решать - анализировать проблемные ситуаций во многоходовьD( задачах. - работать над проектами - содержаниеданЕого-rf.:Х'J:}ЪТ:J',::r'Ж-"ЖЪХХiХЖвсебявсевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий,направленных на развитие математических способностей учацихся, логического нестандартного мышлеЕия, творческого подхода к реIцению уrебньж задач. Имеет ярко вырФкенную практическуIо направленность в обуrении. Щает возможность уrащ"м"я работать nun под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание групповых занятий можно дополнятЬ новыми теМаN,Iи, более интересными новьIми упражнениями, которые булут востребованы детьми. Что дала математика людям? Зачем её изучатьf Математика вокруг нас. занимательнаlI математика в доме и квартире. Из истории математики. Старинные системы записи чисел. Из истории чисеп и цифр. Как люди щились считать. удивительное рядом ипи старинные меры длины. Архимед - гений математики и изобретений. Из истории математических открытий. Науrньй мир Пифагора. Первые учебники. развитие познавательных способностей. Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции. Занимательная геометрия. "a Наглядная геометрия. Занимательная геометрия. Турнир по геометрии. Олимпиадные задания по математике. ЗанимательЕые задачи. Логические задачи для юньж математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартньIх задач. Математические тренажёры Блиц - турнир по решению задач. игровой математический практикум кудивительные приключения Слагайки Вычитйки>. Очепь важную науку постигаем мы без скуки. Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задачки-шутки. познавательно-рzввлекательнаrl программа <необыкновенные приключения Внималки - Сосчиталки>. ПознавательнаJI конкурсно -игроваlI гIрограN,Iма <В познавательно-игровой математический угренник Memodbt рабоmы: о . в есёлыЙ интеллектуал>). <<в гостях у Щарицы Математики> }ПРаЖЕеНИЯ, беседа Форлпьt рабоmы:' . групповые занятия; . индивидушIьные занятия Ваdы конmроля знанuй В данном случае дJUI проверки уровня усвоения знаний )цатцимися могут быть ИСпОльзоВаны нестандартные виды контроля: уIастие в математических конкурсЕж, чемпионатах, Квн, турнирах, олимпиадах ; выпуск математических газет. Календарно - тематическое планирование и стране м пl 'Щата тема занятия план п Виды деятедьности факт -чumапь, сравнuваmь чuсла в преOелах 1 Пuсьменньtе прuёпtьt dеленuя в преdелах I00 на оdнозначное I 0 0, преёсmавляпь л4но?означное чuсло в вuёе сулrмьt разряёных сла2аемых; -пользоOапься чuсло ttзученной маmемаmuческой mермuнолоапей; вьtполняпь арuфмеmuческuе ёейспвuя наё чuсламч в преdе- успlно лахсоmнuuсбольtuuлtu |tuсламu в случам, леzко своdчмьtх к dейспвuslм в преёелах сmа: 2 Mepbt -черmuпь с dлuньt помоu,|ьло лuнейкu оmрезок эаdанной ux dлuньt, uзмеряmь сооmноulенuя. Решенuе заdач ло?uческоzо харакmера заOанноzо опрезка; -распознаваmь OiuHy uзученньtе zеомеmрuческLlе фuеурьt Ll uзобраэrcаmь iM на бумаzе с разлuновкой в клеmку (с помоLцью лuнейкu u оm рукu); J Budbt Черченuе Пракmuческая рабоmа с -чертить уzлов. уzлов помощью линейки отрезок заdанноit dлuньt, uзмеряmь заdанноzо оmрезка; -распознаваmь Олuну uзученные zеомеmрuческuе фuzурьt ч uзобраuсаmь uх на бумаzе с в клеmку G помоlцью лuнейкu ll оm разлuновкой рукu); 4 Заdачu на нахоэtсdенuе перuJиеmра -вычuсляmь перuJvlеmр плоtцаdь (кваdраmа); сравнuваmь велuчuньl по ux чuсловым 5 Заёачu на нахоэюdенuе плоlцаdu u сmорон Zеомеmрuческl]х фuеур 6 7 Заёачu на нахоысdенuе плоlцаdu u сmорон zеоJиеmрuческuх значенLlrl4чl; вьlраэлсаmь dанньtе велuчuньt в разлLlч Hblx еduнul|ах -вычuсляmь перllJчlеmр площаОь (кваdраmа); cpaBчLlBamb велllчuньl ЧuСЛОВ|эlМ в ьaраэrс ап,lь ёа разлuчньlх еduнuцах н н bt по е в елLt чu н bl -вьlчuсляmь перLlfulеmр (кваdраmа); uх ЗНаЧеНLrЯJvr; в плоtцаёь u пря*rоу2ольнuка u прялlоуzольнuка сравнuваmь велl]чuньl по uх чuсловьlм значенuям; фuеур вьlраэюаmь daHHbte велlrчllньl Решенuе уравненuй вuёа 563]24, -Решаmь 38*х:7б 8 u прямоуеольнuка х: Запuсь вьtраilсенuя u вычuсленuе ux в разлцчньlх еduнuцах разлuчньtх вuDов уравrп"uя -послеdовапельн осmь в преdелах l00 ;1уqблuцу 000; слоэ!сенL!я чuсел Корректировка Причина Способ корректировки \UрtrJ9к,Iи значенuя вьlчumанuя оDнозначньtх чuсел; -mаблuцу умншlсенuя u uя о d н озн ач Hbtx чuс ел правLulа поряdка выпол ненuя dейсmвuй чuсловьlх dел ен ; в 9 Пршлеры на поряDок dейсmвuй выраilсенurй -послеdоваmельносmь чuсел в преdелах 100 000; -mаблuцу слоэlсенLlя ч вьtчllmанuя оdнозначньzх чuсел; -mаблuцу умноэrсенuя d еле нuя пр авuл od н оз н ачньtх чuс а поряdка dейсmвuй в 10 11 в ьlпол ч ел ; н е нLlя чuсловьlх вьlра)юенuях маеuческuе решаmь кваёраmьI кваdраtпьt маzl]ческuе шеспuклеmочньlйло -послеdоваmельносmь euкoH в преdелм I00 000; чuсел -mаблuцу слоэ!сенuя ч вычr,tmанuя оdнозначньtх чuсел,, -mаблuцу умноэlсенuя ч dеле нuя оdн оз начньtх чuсел ; 12 lз l4 правLulа поряdка вьIполненuя dейспlвuй в чlлсловьlх вьlраэлсенuм Развuваем Zлазомер наблюdаmельносmь заdачu lla нахоэtсdенuе чuсла по dоле u dолu по чuслу Замкнуmьtе u HBaJylкHymbl ломаные лuнuuе , -вычuсляпь чuсловоео значенuе вьlрасюенuя, соdерuсащеzо 2-3 dейсmвuя (со скобкамu u без ншх); -проверяmь правuльноспь вьlполне 15 взаuлrtное полоэюенuе мноZоуеольнl]ка, мноZоу?ольнl,лка, ,прямой u Hblx вьlчuсленuй ; знаmь взаuJчrное полоilсенuе 16 н оmрезка умноuсенuе 0еленuе u на оdнозначное чuсло в ,пряJ.4ой u оmрфка умноэюаmь ч dелumь на оёнозначное чLrсло преdелм мttллuона в преdелах Jиuллuона 17 умноuсенuе u dеленuе на оёнозначное чuсло в преdелах мuJtлuона 18 19 умноэюенuе dеленuе u на оDнозначное чuсло в преdелсш мuллuона ,Щеленuе на чlлсла, оканчuваюu4uеся умноэюаmь ч dелumь на оёнозначное чuсло преOелах мчллuона 6 нуляJчru в преOелах Jйшlлuона 20 нахоёumь \аdачu на пропорцuонаJlьное dеленuе Заdачu 21 22 23 | u способ реu]енuя лоzuческuх заdач вьtбuраmь на пропорцuонаJlьное dеленuе Просmьtе заdачч на всmречное dвuuсенuе Сосmавньrе зiБiй НахоOumь ч способ реurенuя лоzuческtм заdач вьtбuраmь |"о проmuвоположное dвuэtсенuе u dBuaceHue в обраmнол.l направленuu 24 CocmaBHbt" заdооu на dвuэюенuе dвuасенuе u в обраmном напрq9ленuu CocmaBHbtn rаааr* на обраmном напрqвленuu 26 !еленuе решенuя заdач нахоdumь ч способ решенuя сосmавных заdач заdач вьtбuраmь проmuвополоэtсное dвuuсенuе dвuэtсенuе ч способ лоzuческLtх вьtбuраmь проmuвополоэtсное 25 нахоdurпь ч в JvlноZоЗначtlых чUсел на dвузначное чuсItо -6ьlполняпlь пuсьменньlе вьlчuсленuя (слоэtсеttuе ч вьlчumанuе мноеозначньtх чuсел, умноэлсенuе lt dеленuе мно2означньtх чuсел на u оdнозначное чuсло); dвузна,tное -выполняmь вьaчLrсленuя с нулем" 27 ,Щеленuе JйноZозначных чuсел на Dвузначное чuсло -6ьlполняmь пчсьмелlньlе вьlчuсленuя (слоэtсенuе u вычumанLlе мноzозначньlх чuсел, умносtсенuе ч dеленuе мноzозначньlх оdнозначное члtсttо); u ч1,1сел на dвузначное -вьlполняmь вьlчuсленuя с нулем; 28 !еленuе Jино2означных чuсел на чuсло mрёхзначное вычllсленLlя (слоясенuе ч вьlчulпанuе мноzозначньlх чuсел, умноэ!сенuе u dеленuе мноZозначньlх чLлсел на оDнозначное чuсло); u dвузначное -вьlполняmь вьlчuсленuя с нулем; 29 lеленuе д4ноzозначньtх чuсел на mрёхзначное чuсло -выпOлняmь пuсьменньlе вьtчLlсленllя (слоасенltе u вычumанuе мноzозначных чuсел, умноасенuе u dеленuе мноzозначньlх u оdнозначное чuсло); чuсел на dвузначное -выполняmь вычuсленuя с нулем; з0 з1 эZ JJ 34 Sаdачu на нахосюёенuе неuзвесmноzо по dвум разносmям Заdачu на нахоэtсdенuе неuзвесmноaо по dвум разносmям Усmраненuе пробелов в знанurlх по uзученныJи mеforам Усmраненuе пробелов в знанuях по uзученныJи mеJиалt Чему л,tьt научlдluсь за 2оё Проверочная !аб9*о Peutamb ,odooiiТзаdачч на нахоэtсdенltе неuзвесmноzо по dвум разносmям rеLuаmь заdачu нмоэtсdенuе на неuзвесmно2о по dвум разносmмt усmраняmь пробельL в зналluж по uзученньlht lпема,уl Усmраняmь iр"бr"", , знанuм по пемаrI uзученньlм