Положение о школьной медиации

Принято на заседании
а] ':"

ЕРЖДАЮ)

| iСоШ

JлЪ3

ва К.Н.

Приказ

vТl.

202I г.

'

Полоэкение о слуrкбе школьной медиации

,,,rr\ Y

Муниципальное бюдж етное общеобразовательное учреж дение
средняя общеобразовательная

1.

школа Л} 3 г. Моздок

Общие полож ения

1.1.настоящее Полож ение О служ бе школьной медиации (далее ­ Полож ение) регламентируют
создание и деятельность в МБОУ СОШ J\ b3 (далее ­ Учреж дение) служ бы школьноЙ МеДИаЦИИ
(далее ­

СШМ).

1.2.Полож ение разработано в соответствии с Констиryцией РоссиЙскоЙ ФедеРаЦИИ;
Граж лансКим кодексОм Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации;
ФедеральНым законоМ от 24 июля 1998 г. М 124­Ф3 "об основных гарантиях прав ребенка в
Россййской Федерации"; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. NЬ 273­ФЗ < Об образовании
в РоссийсКой Федерации> ; КонВенциеЙ о правах ребенка; Конвенцией о защите прав детей и
сотрудничестве, закпюченны9 в г. Гааге 1980, 199б, 2007 годов; Федеральным законом от 27 июля
2010 г. м 19з­ФЗ кОб альтеРнативной процедуре уреryлирования споров с 1частием посредника
(процедуре медиации)> .

создается в Учреж дении в целях обеспечения защиты прав детей и созданиJI условий
для формированиlI безопасного пространства, равных возмож ностей и защиты интересов.
1.3.

сшМ

это способ уреryлирования споров меж ду конфликтуlощими сторонами при
содействии медиатора на основе добровольного согласия в целях достшкения ими
1.4. МедиациJI

­

взаимоприемлемого решения.
1.5. Медиатор ­ независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве
посредников в уреryлировании спора для содействия в выработке сторонами решениJI по существу
lзывает давление на
спора. Медиатор не наделяется правом приI I ятия решения по спору и не ок€

стороны.

Он только

организует содействие конфликryющим стОРОНаМ, УЧаСТВУЮЩИМ

добровольной основе
и ж изнеспособного решения,

в

процессе

поиска

На

взаимоприемлемого
интересы

которое удовлетворит впоследствии их

и потребности.

сlпм

на

использовании медиативного подхода посредством
медиативного метода в уреryлировании споров меж ду конфликтуlощими сторонами.
Медиативный подход деятельностный подход, основанный на принципах медиации,
предполагающий владенио навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для
предотвращения и (или) эффективного разрешениJI споров и конфликтов в повседневных условиях
без проведения медиации как полноценной процедуры. Медиативный подход мож ет
использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для
он выступает одной из сторон,
разрешения или предотвращения спора и разногласийо в которых
МетоД < < I ТТкольная йедиация> ­ это инновационный метод, который применяется для р{ врешениJI
споров и предотвращения конфликтных ситуаций мекпу участниками образовательного процесса

1.6. ,щеятельность

основана

в качестве современного альтернативного

1.7. Развитие СI ПМ
образовании детей.

способа разрешенLu{ споров.

в Учреж дении является одной из приоритетных задач в воспитании

и

1

.

8. Полож ение угверж дается приказом директора Учреж дения.

2. Щелио задачи и направления деятельности

СШМ

2.1. Основная цель СШМ состоит в формировании благопоlryчного, г)^ { анного и безопасногО
пространства (срелы) для полноценного р{ tзвития и социtшизации детей и подростков, в том числе
при возникновении трудных ж изненных сиryаций, вкпючая вступлоние их в конфликт с законом.
2. 2.

_

OcHoBHbte заdача dеяmельносmа

СШМ:

сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а такж е их

остроты;

­ повышение эффективности ведения профшlактической и коррекционной работы, направленноЙ
на сниж ение проявлений асоциального поведения r{ ащихся;
_ сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,
повторньж ;

в том

чиСле

­ повышение квалификации работников Учреж дения по защите прав и интересов детеЙ;
­ обеспечение открьI тости в деятельности Учреж дения в части защиты прав и интересов детеЙ;

­ создание условий для } частиJI общественности в решении актуаJI ьных задач и проблем в ЧаСТИ
профилактики правонарушений несовершеннолетних;

_ оптимизацLuI взаимодействия с

органами и

учреж дениями системы профилактиКИ

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
­ оздоровление психологической обстановки в Учреж дении.

2.3. OcHoBHbI e направпенuя dеяmельносmа
­ разработка и реализациJI I uI aHa работы

СШМ:

CI ПM на текущий учебный год;

­ информирование работников, } чащихся и их родителей (законных представителей)

о

СlПМ;

­ мотивирование работников, учащихся и их родителей (законных представителей) к уЧастиЮ
СШМ и применению медиативного подхода;

­

помощь при рtврешении разнообразных

и

разноплановых конфликтов, возникаЮЩИХ
Учреж дении меж ду сверстниками, детьми р{ lзных возрастных групп, взрослыми и детьмИ;

В

В

­ предотвращение возникновениrI конфликтов, препятствование их эскаJI аЦИИ;

­ проведение просветительской работы среди работников и родителей (законных представителеЙ)

Учреж дения;

­

формирование

объединены
и медиативному

­ это группы
процедуре

и обl"rение срупп равныю) (< группы равныю)

для
с целью

Обу"rения

детей, коТорые
медиации

последующего применения этих знаний И УМеНИй ПРИ
разрешениИ споров, предупреЖдения конфликтов среди сверстников, а такж е для распространениJI
поJt} лI енных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших шкОЛЬниКОВ);

подходу

­ координация действий 5rчастников (групп равныю) в их работе по распространению знаний

о

медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;

­ профилактика безнадзорНости И беспризорНости, нарКомании, аJI коголизМа, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних на основе медиативного подхода;

­ работа с детьми и семьями, находящимися в социчшьно опасном полож ении с использованием
медиативного подхода;

­

в

конфликтной сиryации и
созданиЮ условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в оитуациJI х напряж ения и
стресса на основе медиативного подхода;

работа по воспитанию культуры конструктивного поведения

­ общении с работниками правоохранительных органов
несовершеннолетних и защите их прав.
3.

и представителями комиссий по делам

Принципы деятельпости Служ бы школьной медпации

3.1.rЩеятельность

СI ПМ основана на методах восстановительного правосудия и строится на

следующих принципах:

3.1.1.принцип добровольности, предполагающий
ОРГаНИЗаЦИИ

РабОТЫ

С.Гцlж бы,

так

и обязательное

как добровольное участие школьников

согласие

сторон,

вовлеченных

в конфликт,

в
на

участие в примирительной программе;

З.1.2.принцип конфиленчи€
lльности, предполагающий обязательство СШМ не разглашать
поJý/ ченные в ходе программ сведениJI ; искпючение составляет информация о возмож ном
нанесении ущерба для ж изни, здоровья и безопасности;

3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий СШI М принимать сторону одного из участников
конфликта; нейтральность предполагает, что служ ба медиации не выяс} шет вопрос о виновности
или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим
сторонам самостоятельно найти решение.
4.

Порядок формирования слуясбы медиацпи

4.| .

Руководителем (куратором)

CI ПM мож ет быть заместитель директора по

уrебно­

воспитательной работе, социzulьный педагог, уполномоченный по правам ребенка в школе или
иной работник образовательного учреж дениJI , прошедший обl"rение проведению

восстановительной медиации,

на которого возлагаются обязанности по руководству ClШM

прикtlзом директора образовательного rI реж дения.

4.2 В состав служ бы медиации входят заместитель директора по у{ ебно­воспитательной

работе, социальный педагог, педагоги, прошодшие обучение проведению медиациЙ,
восстановительньI х и примирительньж прогрtlivlм. В качестве волонтеров в служ бу
школьной медиации могут входить обrI ающиеся, родители (законные представитепи)
об)чающихся школы.
5.

Порядок работы служ бы примирения

5.1. CI I I M мож ет поJцлI ать информацию

о

сJryчаях конфликтного характера
)лащихся, администрации Учреяqдения, членов CI I I M, родителей.
5.2.

от

педагогов,

СШМ принимает решение о возмож ности или невозмож ности примирительной программы

в

каж дом конкретном сJryчае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со
сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются долж ностные
лица Учреж дения.

5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов составляются только

в

сJryлrае

согласпя конфликryющих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предлож ены
психологическаrI помощь иJI и другие существующие в Учреяqдении формы работы.
5.4. Переговоры с родителями и доJDкностными лицами проводит руководитель

СI ПМ.

5.5. Медиатор вправе отказаться от проведен} uI медиацииуlпlи любой другой восстановительноЙ
программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной
квалификации) иJ| и невозмож ности обеспечить безопасность процесса. В этом cJtr{ ae Учреж дение
мож ет использовать иные педагогические технологии.

В

слож ных ситуациJI х (как правило, если в ситуации есть материальныЙ учерб, СРеДИ
rпстников есть взрослые иJI и родители) руководитель СlШМ принимает участие в проводимОЙ
5.6.

программе.

В

сJryчае если конфликцдощие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительнаJI
программа проводится с согласиrI кпассного руководителя.

5.7.

5.8

CI ПM самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каж дом отдельном

сJryчае.

5.9. В cJrrlae если в ходе примирительной программы конфликryющие стороны пришли к
соглашению, доатигFtугые результаты моryт фиксироваться в письменном примирительном
договоре иJI и устном соглашении.

5.10. При необходимости СlШМ передает копию примирительного договора администрации
Учреж дения.
5.11. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятьtх на себя сторонами в
примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении
проблем в выполнении обязательств СI I ] М мож ет проводить дополнительные встречи сторон и
помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5,| 2. ГI ри необходимости CI ПM информирует участников примирительноЙ программы о
возмож ностях других специалистов (специалистов учреж дений социальной сферы, социаJI ьно­
психологических центров).
5.13. ,Щеятельность СI ПМ фиксируется в ж урнаJI ах и отчетa} х, которые являются внутренними
документами служ бы;
5.

1

4. Руководитель ClШM обеспечивает мониторинг проведенных программ.

5.15. МедиациJI и другие восстановительные практики не являются психологическоЙ процедуроЙ,
и потому не требуют обязательного согласиJI со стороны родителей. Однако руководитель
старается по возмож ности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в
rrунктах 5.3 и 5.4 категориям дел rrастие родителей или согласио на проведение медиации в их
отсутствие является обязательным).
б. Организация деятельности служ бы медиации

6.1. СШМ администрация Учреж лениJI предоставляет помещение для сборов

и

проведения

примирительных программ.

6.2. Поддерж ка и сопровож дение СI ПМ мож ет осуществляться социаJI ьно­психологическимИ
центрами уlпlи общественными организациJI ми, имеющими обlченных и практиКУЮЩИХ
медиаторов, по договору.
6.4. .Щолж ностныо лица Учреж дения окulзывают СlШМ содействие в распространении информации
о деятельности слryж бы среди педагогов и )лащихся.

6.5. СШМ в рамках своей компетенции взаимодеЙствует
специztлистами Учреж дения.

с

социzlльным педагогом

и

дРугИМИ

б.6. ДдминистрациJI Учреж дения содействует СI I ] М в организации взаимодеЙствия с педагогами

Учреж дения, а такж е социальными сrryж бами и другими организациями.
ДдминистрациJI поддерж ивает обращения педагогов и учащихся в CLI I M, а таюке содеЙСТВУеТ
освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов.
6.7. Не реж е, чем один раз в четверть проводятся совещания меж ду администрацией и CI I I M ПО
уJryчшению работы с.гryж бы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставлениJI

возмож ности } частиJI в примирительных встречах большему числу ж елающих.
7.

Заключительные полоя(епия

7.1.Настоящее полож ение вступает в сиJry с момента утверж дения.
7,2.Изменения в настоящее полож ение вносятся директором Учреж дения по предлож ению
или органов школьного самоуправлениlI .

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

сI I I м


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».