Положение об организации наставничества в МБОУ СОШ № 3

ПРИIlЯТо:

на Педагогическом совете
МБОУ СОШ Ns 3 г. Моздока

ПЪ;;;;*З_",_//_.

о/

.202fu.
1

1.01.2024г.

положение
об организации наставничества
в МБоУ сош }lЪ 3 г. Моздока

Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФедеральIIым закоЕом оr ?2
от 25
в
декабря 2012 года Ns273-ФЗ кОО оОразовании в Российской Федерации)) редакции
июм2022 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25
модели) наставничества
декабря 2019 годаJ\ьр-145 <Об утверждении методологии (цолевой
обучающихся для организаций, осуществляющих образователь}rуIо деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программаМ среднегО
професiиоЕutльного образования, в том числе с примоIIеIIием лrIших практик обмена
опытом между обучающимисяD, а также Уставом образовательной организации и другими
нормативными 11равовыми актами Российской Федерации, реглtlN,lентирующими
деятельность организаций, осуществJUIющих образовательную деятепьность.
1.2. .щанное Положение об организации наставничества в школе опредеJIяет основные
1.

термины, цель, задачи, регламенТируеТ организациЮ деятельностИ ПРОГРZlП,IМЫ
наставничества и её результаты, устанавливает права и обязанности Еаставника И
наставJIяеМого лица, а также докумонтацию работы с молодыми специапистап,Iи.
1.3. Под насmавнuчесmвоJуt в общеобразовательной организации понимtlют разновидность

индивидуttльной учебно_воспитательной работы с впервыо принятыМи ПеДагОГЕlП{И, Не
имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательньIх организациях,
или сО специалиСтtliuи, нчвначенНыми на должностЬ, по которой не имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в школе выполняет роль систематической индивилуальноЙ работы
педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молоДого специалиста
необходимых Еавыков и умений педагогической деятельности. Таким образом, молоДоЙ
специалист приобретает знания в предметной споциализации и применяет моТОдиКи
обучения и воспитания обу"rающихся в общеобразовательной организации.
1 5. Наставничество в образовательной организации руководствуется :
ФЗ-273 коб образовании);
. Трудовым кодексом Российской Федерации;
. настоящим Положением и другими нормативными актап{и, реглatпdентирующими
вопросы профессиональной подготовки IIедагогических работников и специалистов
школы.
.

2.

.

Основные термины программы наставничества
2.|. Насmавначесmво
универсальная технопогия передачи опыта, знаrrий, формированиЯ
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

-

2.2. Форлtа насmа:внuчесmва
способ реализации целевоЙ модели настЕlвничества через
организацию работы наставЕической пары или группы, участЕики которой ,u*од"ra"
заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и"
позицией участников.
2.3. Проzрамлrа н,аспiавначесmва
комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на оiэганизацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах дJuI полr{ения ожидаемых результатов.
2.4. НасmавляеlшьtЙ
участник программы настЕIвничества, который через взаимодействие
с наставником и при- его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиОнaльные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обуrаrощийся".

-

-

2.5. Насmавнuк --:- участник

програп{мы организации наставничества

в

общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного,
личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом
и навыкtlми, необходимыми для стимуJUIции и поддержки процессов саморе{rлизации и
самосовершенствования наставляемого.
2.6. МолОdой спеца(uluсm
гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для
жилищньж
програп{м
поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий
участников
среднее профессионtlльное или высшее образование, принятый на
работу по трудовому
договорУ в соответСтвии С уровнем профессион€lльного образования и квЕIлификацией.

-

3.

[{ель и задачи наставничества в школе

3.1. Щелью реализации наставничества в общеобразовательной организации является
создание условий для раскрытия потонциt}ла личности наставляемого,
формирования
эффективной системы поддержки, самоопредоления и профессиональной ор"Ьн"ацr"
педагогических работников разньж уровней образования и молодьж специалистов.
3.2. основными задачами наставничества являются:
разработка и реЕrлизация мероприятий маршрута реализации целевой модели
наставничества;
разработка и реz}лизация програп{м наставничества;
привлечение, обуление и контроль деятельности наставников, принимающих
гrастие
в програп4ме наставничества в школе;
, инфраструктурIIое и материально-техническое обеспечение
реализации програI\{м
наставничества;
о осуществление персонифицированного
учета молодых специЕlлистов и педагогов,
в
прогрalп{мах
наставничества;
участвующих
проведение внутреннего мониторинга речrлизации
эффективности программ
наставничества;
, формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
, обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических
в реаJIизации целевой модели
работников, задействованных
наставничества, в формате непрерывной образовательной деятепьности.

,

.
о

о

.
.
.
.
,

о

и

интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);
проблемныйипроектный;
мастер-класс;
демонстрация действий и поведения;
наблюдение и анализ образовательнойдеятельности
анаJIиз практических ситуаций.

4. Организация

4.1.

наставника;

программы наставничества в общеобразовательной организации
Наставничество в школе осуществляется на осЕовании приказа директора

общеобразовательной организации.

по уrебно4.2. Руководство деятельностью наставников организует зап{еститепь директора
koTopbD(
в
реаIизуется
воспитательной работе и председатель Методического совета,
наставничество.

4.з.

Председатель Методического совета подбирает настЕ}вника

из

наиболее
подготовки,
профессиональной
подготовленньD( педагогов, обладающих высоким уровнем
и
коммуникативными наВыкаI\4и и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессионаJIьным опытом, системное представление о
педaгогической деятепьности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее
трех лет по данному предмету.
4.4. Настав""к доп*"" обладать способностями к воспитательной работе и может иметь
одновроменно не более двух наставляемых.
4.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях Методического совета,
согласовываются с дироктором шкопы или зtlli{естителом директора по Увр и утверждаются
на заседании Методического совета.
4.6. Назначение Еаставника производится при обоюдном добровольном согласии (с
обязательныпЛ детальныМ рrвъяснениеМ предполаГаемомУ наставникУ его будущих
за
должIlостньж обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специalлиста,
прикtlзом
совета
директора
которым он булет закреппен, по рекомондации Методического
к
прикрепJIяется
наставник
правило,
Как
наставничества.
срока
школы с указанием
наставника
закрет"Jлении
о
Приказ
молодомУ споциалиСту на срок не менее одного года.
издается не позднее одного месяца с момента нu}значения молодого специалиста на
определенную должность.
4.7. Наставничоство Yстанавливается над следующими категорияМи СОТDУДНИКОВ
образовательной организации :
о впервые принятыми rIителями (специалистаlrли), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в общеобразовательIIых организациях;
. выпускникаN,Iи очньж высших и средних специальньIх уrебных организаций,
прибывшими в образовательную организацию по распределению;
о выпускниками непедагогических профессиональных образовательньIх организаций,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового
стажа педагогической деятельности в образовательньD( организациях;
. педагогtlIчIи, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональньIх знаниЙ И
овладения новыми практическими навыками;
. педагогtlIчIи; н}ж.щающимися в дополнительной подготовке для проведения УрокоВ В
определенном Kjlacce (по определенной тематике).
4.8. Замена наставника производится приказом директора школы в случаlпх:
. увольнониянаставника;
. перевода на другую работу наставника;
. привлечения наставникакдисциплинарной отвотственности;
о психологической несовместимости наставника и наставляемого;
. письменного заявпения Еаставника об отказе от своих полномочий по иным
причинап,I (в том чиспе, без указания причины).
4.9. Организация деятельности наставников носит поэтапньй характер. Специфика этапов
наставнической деятельности определяет особенности используемых им методов.

Содержание

Этапы
Адаптационный

Шроектировочный

Рефлексивный

Задачи

Определить
сформированЕости
профессион€tльно
значимых качеств;
разработать
адаптационную

Сформировать
потребность у молодого

учитеJUI в

проектировании своего
дальнейшего
профессионального
прогрilп,Iму
роста, в
профессионttльного
совершенствовании
станоцления молодого зЕаний,
умений и
педагога
навыков, полученных в

ВУЗе

Формы

ИндивидуЕtльная
,Щиагностика,

посещение
наставником уроков
молодого учитеJIя,
организацияих
сЕlп{оаIIчtлиза;

Средства и
методы

стимулирование всех
форм
самостоятельности,
активности в уrебном
процессе;
формирование
нtlвыков
самоорганизации,
позитивное принятие
выбранной
профессии.
Методы:
репродуктивные,
наблюдение,
анкетирование, беседа

Индпвпдуаsъная,

Сформировать у молодого
учитеJuI способность и
стремление крефлексии
собственной
деятельности, ).мения
критически оценивать
IIроцесс
профессионального
стаIIо вления и р азвития,
самостоятельно управлять
своим профессиональным
развитием
Индивиду€uIьн€uI,

коллективнаJI

коллективная, групповuUI
Работа над темаI\4и
Педагогическ€uI рефлексия,
са:rлообразов€lния,
rIастие в
планирование
профессионalльньIх
методической работы,
дискуссиях, посещение и
вьUIвление
анализ открытьж п)оков,
индивидуtlльного стиля
развитие творческого
потенциала молодьD(
деятельности, создание
кПортфолио>.
учителей, мотивация
Методы:
rIастия в инновационной
деятельности.
uнфорлtацuонные
(лекции в <<Школо методы: комплексные
(педагогические,
молодого
учителя)
педагогические чтения и мастерские, мастерклассы, проблемнодр.);
деловые, рефлексивноmворческuе:
деловые игры)
проблемные,
инверсионные;
наблюдение; беседа;
анкетирование, двойное
наставничество

5. Результаты рёализации программы наставничества в форме <<Педагог
специалист)
5.1. Мониторинг наставничества состоит из двух ocHoBH"tx этапов:
. оценкакачествапроцессареализации наставничества;
,

оценка

мотивациОнно-личFIОстIIого, компетенТного,
участников, динамика образовательных результатов.

-

профессионального

молодой

роста

5.2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение
наставJuIемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества.
5.З. ВЫСОКий Уровень включенности наставляемого лица в педагогическую деятельность,
культурную жизнь школы, усиление уверенности в собственных силах и рt}звитие личного,
творческого и педагогического потенциttлов покitзывает уровень результата речrлизации
программы наставничества в общеобразовательной организации.
5.4. Измеримыми результатаlчrи реализации програллмы наставничества являются:
' повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по
НаСТаВничеству собственноЙ работоЙ и улучшение психоэмоцион€lльного
состояния;
ЧиСла
специалистов,
желающих
продолжать
свою
в
качестве
педагога в
РОСТ
'
работу
общеобразовательЕой организации;

.

качественный рост успеваемости и улrIшение поведения в классах (группах), с
которыми работает EacTaBJmeMoe пицоi
сокраЩение числа коНфликтОв с педагогическиМ и родительским сообществulп,Iи;
статей,
рост числа материЕ}лов деятепьности rIастников програп{мы наставничества:
и
т.п.
исследований, методических практик молодого специалиста
5.5. Сравнение изrIаемьIх лиtIностньж характеристик rIастников настЕlвничества проходит
на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится наставником два раза за
период наставЕичества: промежуточный и итоговый.

.
о

Права и обязанности наставника в образовательной организации
6.1. Наставник обязан
. составить в течение 5 рабочих дней с начапа срока наставничества индивидуальныи
ппан обl^rения на год (далее работа планируется на каждый уrебный год) с rIетом
и
уровня интеллектуЕtпьного рЕlзвития наставляеМого, педагогической, методической
профессиона.пьной его подготовки по предмету, давать конкретные задания,
контролировать их выполнение;
. содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями,
основными направлениями деятельности, с IIорядком исполнения локапьньD( актов

6.

общеобразовательной организации;

о оказывать индивидуЕIльную помощь в овладении практическими приемап{и и

.

способами качественного выполнения служебньтх заданий и поРуrеНИй;
вьUIвлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической

.

в качестве примора выполнять отдельные должностные обязанности и поруIения

деятельности;

совместно;
передавать IIакопленный опыт профессионального мастерства, обrIать наиболее
рационttльным приемам и передовым методам работы;
быть требовательным, своовременно и принципи€rпьно речгировать на проявления
недисциплинированности, используя при этом мотоды убеждения;
. проявJUIть чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении
имеющихся недостатков ;
. периодически докладывать директору школы о процессе адаптации наставJIяемого,
результатах его профессионапьного становления;
. составлять и предоставлять директору анализ итогов выполflония иfiдивидуапьIIого
ппана обучения.
6.2. Наставник имеет право:
. принимать )частие в обсуждении вопросов, связанньIх с профессионапьной

о

.

.
.

.

деятельностью наставляомого

;

вносить предложения о применении к

наставJIяемому мер поощрения и

дисциплинарного воздействия;
осуществпять контропь соблюдения наставляемым профессионtlльньIх требований;
контролировать условия труданаставляемого.

Права и обязанности наставляемого в образовательной оргапизации
7. 1. Наставляемый обязан:
. регуJuIрно посещать встречи, образовательные события в соответствии с
7.

a
a

индивидуаJIьным планом ;
выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим

наставнической группы;
совершеЕствовать профессиональные навыки, практические приемы
качественного выполнения функциональньж обязанностей;

проявлять дисциплиЕированность, организованность
профессиональной деятельности.

}ruIастникапd

й

способы

и деловую культуру

в

7.2. Наставляемый имеет право:

.

о

вносить предложения в индивидуtlJIьЕый план обуlения в рамках организации
работы наставнической парь/группы;

пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической, и
уrебно-методической литературой;
индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по
профессиональЕым вопросап{;
при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к
директору школы о зulп{ене наставника.

. в
.
8.

Контроль работы наставника в образовательной организации
и контроль его деятельности возлагается на

8.1. Организация работы наставника

заместитеJuI директора по учебно-воспитательной
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:

.

.
.

.
.

.

работе.

представить назначенного молодого специttлиста учителям школы, объявить прикtlз
о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внекJIассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
организовать обуrение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основtlп{ педагогики и психологии, оказывать им
методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми
специчtлистами;
из)пlить,
обобщить
и распространить
положительный
опыт
организации
наставничества в общеобрtвовательной организ ации;
определить меры поощрения наставников.

ЩокумеЕты, регЛаментирующие рабоry с молодыми специалистами
9.1. Работу с молодыми педагогами реглаtrлентируют следующие докумецты:
о настоящее Положение об организации наставничества в школе;
. индивидуальный (внутришкольный) план работы наставника на год;
. прик€в директора школы об организации настzlвничества;
о протоколы заседаний Методического совета, на которьж рассматрив€lлись
9.

.
.

вопросы

наставничества;
отчеты наставников, молодых педагогов;
отчот по результативности работы с молодыми специалистами.

10. ЗаключительЕые положения
10.1. Настоящее Положение об организации наставничества в школе является нормативным

локальным
актом
организации,
осуществJIяющей
образовательную
деятельность,
принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополЕения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. данного
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предьцущм редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».